ЧТИМ ТРАДИЦИИ, РАЗВИВАЕМ ЭКОНОМИКУ, ЗАБОТИМСЯ О ЧЕЛОВЕКЕ
14
Готовить по профилю
Владимир ПЕТРОВ
Российская газета
30.04.2014
Двенадцать тысяч ин-
женеров в ближайшие
пять лет понадобятся
калужской
экономике.
Острую нехватку специа-
листов на предприятиях решено ликвидировать
за счет целевой подготовки в вузах.
Проблемы профобразования обнажились в ре-
гионе в последние годы, когда здесь в большом
количестве стали появляться новые производ-
ства. По словам областного министра занятости
и кадровой политики Ирины Подковинской пред-
приятиям в половине случаев нужны квалифи-
цированные рабочие. На втором месте в рейтин-
ге востребованности - специалисты со средним
специальным образованием. Заинтересован-
ность в инженерах по сравнениюс другими специ-
алистами кажется незначительной. В структуре
вакансий им отведено немногим более десяти
процентов. Однако
это весьма ощути-
мый дефицит, ко-
торый может стать
тормозом эконо-
мического роста.
Впрочем, перед
этой
проблемой
стоит не только Ка-
лужская область.
- Весь мир гото-
вится к переходу
на шестой техноло-
гический уклад. И в
связи с этим повсе-
местно требуются высококвалифицированные
инженерные кадры, - заметил в Калуге предсе-
датель комитета по промышленному развитию
ТПП России Валерий Платонов, который принял
участие в Девятом промышленном форуме.
Загвоздка не только в том, чтобы найти нуж-
ное количество выпускников школ и техникумов,
желающих получить инженерное образование.
Кроме прочего, вузы должны их грамотно подго-
товить. Но система высшего профессионального
образования в ее нынешнем состоянии не соот-
ветствует запросам времени, считает председа-
тель Совета ректоров Калужской области, ректор
НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов.
По его мнению, тот факт, что число студентов в
вузах России сейчас в три раза больше, чем было
в Советском Союзе, только девальвирует само
высшее образование. В стране появилось много
менеджеров, обладающих экономическими зна-
ниями, но не знающих почти ничего о реальном
производстве и не способных грамотно руково-
дить работой предприятий.
- Экономист должен сначала получить обра-
зование по профилю производства, а уже потом
некую экономическую надстройку. Нам не нужно
столько макроэкономистов, - отметил эксперт.
По его мнению, вузы, традиционно готовившие
технических специалистов, должны избавиться
от обучения по непрофильным направлениям,
а сосредоточиться на подготовке специалистов
для производств, преобладающих в конкретных
регионах. К сожалению, уверен Михаил Стриха-
нов, есть проблема и в нехватке или недостаточ-
ной квалификации преподавателей. Но чтобы
привлечь других, более грамотных, необходимо
существенно повысить в этом секторе заработ-
ную плату. Ее, впрочем, к 2018 году должны до-
вести до уровня в 200 процентов от средней по
экономике региона.
Однако, по задумке профильного министер-
ства, две трети зарплаты будут поступать из фе-
дерального центра, оставшаяся - от самого вуза.
И если вуз не сможет обеспечить эту сумму, здесь
надо будет сокращать преподавательский состав,
отмечает председатель Совета ректоров.
- В то же время эта система настраивает нас на
то, чтобы мы более тесно работали с регионами
и работодателями, - под-
черкнул он.
Жесткую привязку про-
грамм высших учебных
заведений с потребно-
стями местных работо-
дателей предложил и
губернатор Анатолий Ар-
тамонов:
- Все они должны уча-
ствовать в формирова-
нии у молодого человека
интереса к конкретной
профессии, чтобы в даль-
нейшем, придя на произ-
водство, он не разочаровался в сделанном выбо-
ре.
Глава региона призвал все технические вузы
области заключить договоры с предприятиями о
подготовке для них нужных специалистов. В каче-
стве примера для подражания был приведен фи-
лиал МГТУ имени Баумана, открывший обучение
по целому ряду специальностей, необходимых
местному автопрому. Причем этот вуз готовит ав-
томобилестроителей не только для крупных про-
изводств, но и для предприятий малого и средне-
го бизнеса, производящих комплектующие.
По такой схеме уже действует и Людиновский
филиал Брянского технического университета,
тесно сотрудничающий с местными крупными
заводами и готовый включиться в подготовку
специалистов для предприятий создающейся в
районе особой экономической зоны.
Как отмечают эксперты, вузы действительно
вступили в борьбу за студентов. Причем это каса-
ется учебных заведений не только технического
профиля. Как выяснилось, в производственной
1...,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 15,16