Прекращались святочные игрища, веселье, открытое проявление симпатий и ухаживаний.
На реке или другом водоёме делали крестообразную прорубь, шли к ней крестным ходом с иконами.
Батюшка святил «Ордань». Освященную воду набирали про запас от болезней и сглаза. В прорубь
окунались или умывались, чтобы смыть грехи, особенно те, кто участвовал в колядованиях,
переряживаниях. В Крещенский сочельник мелом, сажей, углем, воском и т. п. рисовали кресты на
дверях, на притолоках, над окнами. Крестами отмечали все проёмы в доме и надворных постройках, тем
самым ограждая от недоброго глаза и нечистой силы. В колодец кидали деревянный крест. Встречаются
редкие свидетельства о хождении по домам детей или убогих с пением духовных стихов. В местах, где
были храмы в селе или недалеко, существовал обязательный порядок похода в храм. По приходу со
службы - трапезничали, ложились отдыхать.
Сохранились свидетельства о некоторых крещенских обычаях и обрядах. Особо почётное место в
поверьях занимает снег. Так, например, в Людиновском и Куйбышевском районах существовал обычай в
ночь под Крещение собирать снег за околицей и высыпать его в колодец. По свидетельству местных
жителей это для того, чтобы вода была в колодце всегда, да чтоб не гнил колодец. Растаявший
крещенский снег берегли в кувшинах - от болезней. Старые люди говорили, что этой водой можно (и
нужно!) сбрызнуть заболевшего, и ему станет лучше, болезнь скорее уйдет. Снеговую крещенскую воду
давали домашним животным, верили, что выпив этой водицы, куры начнут нестись раньше, животные не
будут сильно мёрзнуть. Рано утром в Крещение молодые девушки умывались снегом, чтобы лицо белым
да румяным было. Сообщили нам крещенскую примету об урожае: «Коль Ордань всклянь (полна) воды,
да на воду туман пойдёт - урожаю быть - всем селом не съесть». Ещё одна примета о разливе: «Коль
прорубь на иордани полна воды - разлив большой будет».
Встречались нам поверья, связанные с судьбой человека. Говорили, что если кто крещен в День
Крещения Господня - счастливейший человек на всю жизнь будет.
Светлым и торжественным Днём Крещения Господня завершался период зимних святок.
Н.И. Лепихова, специалист Калужского областного центра народного творчества, заслуженный
работник культуры РФ.
М.Е. Шереметьева
1
Русская масляница представляет собою пережиток древнего аграрного религиозного празднества,
совершающегося по окончании зимнего времени перед наступлением весны.
Встреча весны сопровождалась магическими действиями, имевшими целью обеспечить возвращение
тепла и усилить производительность земли, плодовитость растений и животных. Как переживание таких
действий, происходящих большею частью на основе подражательной магии («подобное вызывает
подобное»), среди масляничных обычаев можно отметить наряживание пары соломенных кукол,
которые должны изображать «молодую» и «молодого», женское и мужское начала; чествование
новообвенчанных пар, как призванных порождать новую жизнь; эротические присказки и пляски
ряженых, игрище с ряженым конем - символ урожая и т. д.
К другой группе масляничных обрядов можно отнести все те, которые относятся к почитанию
покойников, чей культ играл такую важную роль в первобытных религиях. Призывание умерших
предков-покровителей, жертвы им были обычны при наступлении весны.
Масляничные обряды дожили до нас в обломках, которые окончательно исчезнут в ближайшие годы.
Революционный быт выметает остатки «языческо-православной» масляницы. Задача этнографа сейчас не
только зафиксировать все эти старые бытовые явления, пока они еще живы в отдельных местах или пока
о них еще помнят, как материал, ценный для истории культуры, но развернуть, пользуясь этим