Примечание:
1. Материал для этой статьи собран мной по Калужскому краю в 1929 и 1931 гг., главным образом в
«Гамаюнщине» Калужского района - бывшей старинной вотчине князей Ромодановских (в 18 в. 22
селения этой вотчины группировались вокруг села Ромоданова; в настоящее время из них уцелело 18).
2. Т. е. с субботы на мясопустной неделе. «Мясопуст» - прекращение мясной пищи.
Ср. М.И. Смирнов. Культ и крестьянское хозяйство в Переславль-Залесском уезде. Труды
Переславль-Залесского историко-худож. краеведн. Музея. Переславль-Залесский, 1927, стр. 18.
3. Т. е. не были специально «бабками».
4. В дер. Шишково, Арменево, Петрыкино, б. Смоленской губ. В прощеное воскресенье еще днем
взрослые ребята навязывали каждыый по пуку соломы на шест и ночью выходили за деревню с этими
шестами и зажженной на них соломой. Последний раз это делали лет пять тому назад. (Запис. В 1930 г.)
5. Д.К. Зеленин. Очерки русской мифологии, вып. 1, Лгр., стр. 281.
6. Кулачные бои в городах Козельске и Сухиничах. Калужские губ. ведом. 1864 г., № 17.
7. Д.К. Зеленин. Russische (Ostslavische) Volkskunde, Berlin und Leipzig, 1927, стр. 380.
8. Записано со слов Василисы Яковлевны Пафнучевой, 90 лет, д. б. Сушки Калужского р-на.
9. Стоглав, Спб., 1863, стр. 140-142.
10. «Самая важная вселенская родительская - в субботу перед масляной не в числах» - Гамаюнщина, д.
Верховая.
11. Я присутствовала на такой панихиде в 1927 г. Молящиеся раздавали нищим куски пирогов и мотки
ниток своей работы со словами: «Помяните несчастных умерших нечаянной смертью».
12. Вс. Миллер. Русская масляница и западно-европейский карнавал. Речь и отчет женской гимназии
Перепелкиной. М.1884 г., с. 22.
13. Верховая, Квань, Пучково, Сивково - селения Калужского р-на (Гамаюнщина).
14. Лет 60 тому назад в г. Калуге в понедельник на первой неделе великого поста выполнялся следующий
обычай: на бывш. Плац-парадной площади (Ленинский сквер) наряжали в женский крестьянский костюм
соломенную куклу - «Масляницу» и сажали в расписные, украшенными резными лебедями сани. Эти сани
на увешенных бубенцами гужах везли молодые люди; другие бежали рядом с гармониями и
дудками-самоделками, играли, дудели, свистали. Пройдя через весь город, участники потехи
направлялисб в Подзавалье (окраина города) и наконец сжигали «Масляницу» в Лаврентьевской роще
(Сообщила по воспоминаниям отца воспитательница детской санатории Мар. Вас. Захарова, 37 л. Калуга,
1930.) Отсюда выражение «В Чистый понедельник в Подзавалье масляницу провожают».
15. Из записанных многочисленных прибауток, которые поются во время масляничных гуляний, здесь,
чтобы не удлинять статьи приводятся лишь несколько для образца.
16. Первые семь из приведенных ниже.
17. Во всей статье «г» следует читать как придыхательное.