В Людиновском районе рассказывали нам об игре, в ходе которой образуются пары. Называется игра «В
нос». Девушки сидят на лавках, парни располагаются в стороне кучкой. Староста обходит девушек и
каждой потихоньку называет имя одного из присутствующих парней, обязательно руководствуясь
взаимными симпатиями. Затем парни начинают поиск своей пары. Например, Иван подходит к Тане и
кланяется (а ей в пару назван Пётр), девушка показывает парню «нос» - приставленная к носу ладонь с
растопыренными пальцами. Парень отходит от этой девушки и идёт к другой, и так, пока не найдёт свою
пару. Когда пара найдена, парень и девушка целуются и отходят в сторону. Игра считается законченной,
когда все разойдутся по парам.
Ещё одна популярная в среде молодых людей ещё в середине ХХ века игра - «Рыбочка». Игра так же была
направлена на формирование пар. Определённого текста, сопровождающего эту игру не сохранилось,
поэтому можно использовать любую подходящую песню, чаще хороводную. Разбившись по двое,
молодые люди встают парами друг за другом, подняв вверх сцепленные руки. Оставшийся без пары
игрок проходил с конца образовавшегося коридора вперёд, вытягивал за одежду себе пару,б и они
вставали первой парой. Оставшийся игрок обходил «речку» (играющих), «нырял» сзади и вытягивал себе
«рыбочку».
Часто бывало так, что молодые люди выбегали на улицу, где играли, забавлялись. Замёрзнув и намокнув,
возвращались в избу. Чтобы отогреться, играли в «ремни». Приводим здесь один из вариантов этой игры.
Все садятся на лавки, в центре на табурете лежит ремень. Один из парней берёт ремень, ударяет им
девушку по коленям и бежит на своё место. Девушка должна быстро подхватить ремень и хлестнуть им
парня, пока тот не сел на место. Если успевает - водить опять парню, если не успевает - сама становится
водящей.
Любили в Калужской области на Рождество (преимущественно молодёжь) поиграть в «швой». Игроки
садятся в круг на пол, согнув ноги в коленях, образовав некую «дорогу» под коленями. Ноги накрывали
платками, фартуками, занавесками и т. п. Водящий стоит в кругу, а игроки передают под коленями «швой»
(сложенная, скрученная онуча) таким образом, чтобы водящий не заметил. Если водящий определит, у
кого швой - становится игроком, а неудачный игрок (у кого был обнаружен «швой») - водящим. Иногда
игроки, передавая «швой», бьют зазевавшегося водящего по спине.
Перед тем, как разойтись по домам, играли в «соседа». Основная цель этой игры состояла в том, чтобы
определить, какой парень пойдёт провожать ту или другую девушку. Молодёжь толпится в избе, староста
садится на лавку и командует: «Машу мне сюда!». Маша присаживается рядом. Староста бьёт её ремнём и
спрашивает: «Кого тебе?» Девушка должна быстро назвать имя приглянувшегося ей парня, если
замешкается, может получить от старосты ремня. Названный парень садится рядом с девушкой. Староста
подходит к нему, задаёт вопрос парню: «Доволен ты соседкой?». Если парень отвечает «да», пара встаёт,
троекратно целуются, и кавалер провожает Машу домой. Если парень отвечает «нет», староста
спрашивает его: «Кого тебе?». Парень может назвать имя любой девушки. Девушки меняются местами.
Староста спрашивает: «Доволен соседкой?». Если «да», пара, поцеловавшись, уходит, если «нет», то
происходит обмен, на этот раз парнями. После того, как все пары расходятся, оставшиеся девушки со
старостой наводят порядок в избе и идут по домам.
Девушки могли продолжить гадания дома. Если хотели узнать имя суженого, писали мужские имена на
бумажках, скручивали их и прятали под подушку. Перед сном произносили заговор: «Ухажеров у меня
семь, я им званья знаю всем». После произнесения этих слов нельзя было ничего произносить. Утром,
проснувшись, надо было вытащить одну из бумажек. Чьё имя на ней значилось, тот и посватается.
Большой популярностью пользовался «колодец». Из щепочек, тонких прутиков складывался «сруб
колодца» у изголовья, сверху он «замыкался замком» (две палочки, сложенные крестом). Произносился
заговор: «Суженый-ряженый, приди ко мне, пробуди меня, отопри замок, напои коня». Считалось, что
образ будущего мужа обязательно явится во сне.
Гадания разрешалось проводить в период после Рождества до Крещенского сочельника.
Крещению предшествовал Крещенский сочельник (Крещенская Коляда) - день строгого поста.