материалом, разъяснительную работу о вредной роли масляницы в быту, в сельском хозяйстве; чем
скорее отомрут религиозные предрассудки и традиции, тем быстрее трудящиеся смогут добиться
организационно-хозяйственного укрепления колхозов. В 1930 г., на масляной неделе, в то время как в
дер. Городне (Калужского р-на) среди крестьян-единоличников шел обычный масляничный разгул, и
нарядные сани с катающимися мелькали мимо ворот соседней коммуны «Красный городок», - в самой
этой коммуне, забыв о старых праздниках, энергично готовились к весеннему севу, разрабатывали
производственные планы; шел сбор утильсырья, и камнедробилка упорно разбивала известняк для
удобрения колхозных полей.
Рассмотрим масляничные обычаи в Калужском крае.
Празднование масляницы начинается с субботы перед
*2
. Это так называемая
«маленькая масляница», на которую бывает поминовение родителей. Православная церковь приурочила
к этому дню службу за умерших.
В субботу на «маленькую масляницу» начинается печенье поминального кушанья - блинов. В некоторых
селениях первый блин кладут на божничку «родителям» (напр., в Колюпанове Калужского района); в
Щепихине б. Козельского у. Этот блин мажут коровьим маслом и посыпают сахарным песком, в с.
Милееве, б. Жиздринского у., его мажут медом. В этот день носят на погост блины и кислые лепешки
(Гамаюнщина; дер. Б. Сушки Калужского р-на); кроме того, в других местностях (б. Жиздринский у., с.
Милеево) носят туда же пшенный каравай, яйца, мясо, мед в стаканчиках, вино; на погосте едят и
поминают родителей; стопочку блинов, трехфунтовую лепешку и остатки других кушаний оставляют на
могилах предков. Лепешки берут с собой в субботу, идя в церковь, и раздают их «моленницам»
(монашкам) и «побирашкам» (нищим) - пережиток древнего обрядового пиршества.
Там, где еще придерживаются старых обычаев, в воскресенье перед масляной на заговены последний
раз перед великим постом едят мясо. Некоторые старухи говорят: «Нынче 12 раз шти хлебають, 12 раз
мясо едять». Кусочек недоеденного мяса бабушки даже ставили на ночь в печь, а ночью вставали в 12
часов и ели это мясо последний раз перед постом, сидя в темноте на пороге (Гамаюнщина, дер. Шопино).
Вечером на заговены после обильного ужина, состоящего из говядины, вареной свинины, жареной
баранины - «со стола не сбирають»; остатки вечерней трапезы оставляют на столе до утра вместе с
посудой и ложками, закрыв все это концами столешника. (дер. Щепихино б. Козельского у., Колюпаново
Калужского р-на.)
В селениях Гамаюнщины (Квань, Верховая) обряд этот совершался иными хозяйками всего лет 10 тому
назад (напр. в дер. Квань в доме Арнаутовых — старухой-свекровью). По местному объяснению, остатки
трапезы оставлялись для умерших родичей: «придуть покойники, поужинають мясом». «Со стола не
сбирать», распоряжалась хозяйка, «пусть родители придуть поужинають». Утром же остатки ужина
хозяйка носила во дворе по всем закутам и под конец складывала их в одной из закут.
Некоторые старухи вечером на заговены после ужина весь накрытый стол с кушаньями, с дополнительно
наложенным хлебом, лепешками, выносили на двор и там «закликали родителей».
3
, а так
мудрые были старухи, ворожили так-то», говорят сейчас про них. Столу с яствами давали постоять.
Покойникам таким путем предлагали вкусить последний раз мясной пищи перед наступающими днями
воздержания. По рассказам старух, родители отвечали на такие приглашения - «являлись» из своего
далекого обиталища «Сионских гор». Через некоторое время на вынесенном столе кушанья
действительно исчезали, вероятно, съедаемые птицей. «Усе чисто поедять, не останется на столе ни
крошки», говорят про покойников (Гамаюнщина, деревни Квань, Верховая).
В воскресенье на заговены, еще не садясь завтракать, зовут последнего умершего в доме: «Артем, иди с
нами загавливаться». Вечером в этот же день, садясь ужинать, опять кличут родителей: «Артем и все
родители - с нами кушать, загавливаться». После ужина оставляют на столе все яства: кашицу молочную,
баранину, мясо гусиное, яичницу молочную, пшенный каравай - остатки вечерней трапезы, накрыв их
завернутыми краями столешника. Перед тем как ложиться, подметают хату: «Родители придуть
вечерять». На конике стелют белое полотно - «отдохнуть кто ляжеть из них на коник». Молодежь называет