поезд катается по деревне и, сделав два оборота, снова приезжает к дому невесты, но и на этот раз отец
непременно откажет приехавшим. С третьего раза их впускают. Жених должен найти невесту, которая
спрятана… После благословения сажают невесту в сани или телегу свахи, и поезд отправляется к церкви.
Если невеста прежде жениха взялась за скобу двери на паперти, а потом первая стала на подножье, то
…
*6
Козельский район. По дороге из храма заезжали в сторожку, где невесте заплетали волосы на две косы.
Одну косу плела подруга, другую – сваха. Дома молодых встречали свекор и свекровь, благословляли
иконой, преподносили ковригу хлеба, посыпая хмелем. Свекровь закидывала елочку на чердак дома, где
молодым предстояло жить, а свекор отрезал крестик с полотна, покрывавшего невестину голову и
забирал его себе на хранение (д. Клюксы).
Свадебное застолье начиналось с величания молодых. Молодым за первым столом до обноса есть не
полагалось, разрешалось только орехи грызть, даже ложки молодоженов «затылком лежали». Кормила
молодых сваха после первого застолья, отведя в другую комнату, обязательно мясом курицы. Куриные
кости не выбрасывала. Сваха складывала их в чашку, накрывала специальным «костяным» рушником,
получалась «граматушка» (погремушка, игравшая роль оберега от всего недоброго). В этой же комнате
невеста переодевалась в свадебный наряд. Иногда невеста переодевалась сразу после обноса, но всегда
лицо ее было закрыто полотном (д. Чернышино). За вторым столом молодых одаривали, второй стол так
и назывался – обнос. Сваха набрасывала на стол скатерть со словами: Гости дорогие, попили, погуляли,
нельзя ли заплатить немножко молодым?
В руках жениха и невесты - поднос с вином. Гости подходили за вином, а сваха за каждый подарок пляшет
(г. Козельск). Во многих деревнях закусывали белым хлебом, распаренным в чугуне с водой и сахаром.
Всё с первого дня пели величальные песни для молодых и гостей. Каждому гостю пелась своя песня…
Второй день. Отводы. Гуляли второй день в доме у невесты. Утром ряженые гости со стороны невесты
шли с песнями и частушками в дом жениха – «ярочку искать». Приходили, спрашивали:
- Ярочку не видели тут на барском дворе? Вы ярочку не загоняли?
- Да она здесь с баранчиком! (г. Козельск)
В это день гости устраивали для молодоженов разные испытания. Проверяли умение молодки вести
хозяйство: заставляли ее мести пол да собирать паутину по углам – искать спрятанные по углам избы
деньги,
*7
Мещовский район. На второй день свадьбы молодые должны были исполнить последний свадебный
обычай, а именно: они отправляются доставать из колодезя на улице воду. В это время к колодезю
Сухиничский район.
*9
К свадьбе заранее готовились
», иногда до тридцати и более, которыми невеста или её
мать одаривали родственников жениха.
Примечания
1,5,7. «Народный быт, ремесла и фольклор Козельского района», Чичикина Н., г. Сосенский, 2004 г.
2,3,4,6,8. «Фольклор Калужской губернии», выпуск 1: Народные обряды и поэзия, Ведерникова Н.М., 1997г
9. «Душой родное береги», устное народное творчество Сухиничский края, Оконишникова Н.М., г. Калуга,
2000 г.