/3.1
Калужская вышивка в полотенцах
/ Полотенце.Втор. пол. XIX в. д. Квань Пригород Калуги
Одно из ярчайших явлений региональной
традиционной художественной культуры – вышивка
«цветная перевить», издавна украшавшая обрядовые
полотенца и праздничный женский крестьянский
костюм. Это «островок» русской сюжетной вышивки,
которая была распространена преимущественно в
более северных областях России. Калужская «цветная
перевить» известна в основном по памятникам XIX -
первой трети XX в. и бытовала в нескольких уездах
Калужской губернии: Перемышльском, Калужском,
Медынском, Тарусском, Лихвинском и Козельском.
Аналогичного типа сюжетная вышивка была
распространена и в некоторых уездах Тульской
губернии (Белевском, Одоевском, Епифанском,
Богородицком). В юго – западной части края такая
вышивка встречалась реже, здесь в ней преобладал
геометрический орнамент, так же как и в «цветной
перевити» соседней Орловской губернии, отличавшейся
несколько иными оттенками цветовой гаммы вышивки.
С наибольшей полнотой своеобразие и художественные
особенности «цветной перевити» проявились в
украшении обрядовых полотенец, без понимания
особой функции которых невозможно понять декор
деревнях и селах края.
Орнаментированное полотенце в народном быту
использовалось преимущественно в семейной
обрядности. Наибольшее количество узорчатых
полотенец предназначалось для свадебного обряда, в
котором они выступали в различных функциях,
обозначаясь особыми терминами. Это были «стеновые»
и «дарные» рушники, деталь свадебного костюма –
«убрус» или «дымка»; или особое полотенце - «на
водонос». На одном из этапов традиционного
свадебного обряда, когда молодые отправлялись по
обычаю на источник за водой, их сопровождало