разрешение, но и как поддержка самого господа Бога на брак. Благословение проходило так: стелили
красивый половик или шубу, на которую невеста вставала на колени и причитала:
Проститя, б/ы/гаславитя, родная моя мамушка.
Ничего я у вас не п/ы/рашу, ни зол/ы/та, ни серебра,
А прошу я у вас Божьего богас/ы/лавленьица (д. Клюксы).
Невеста вставала, молилась и целовала икону, а потом родителей. В некоторых семьях было принято
просить прощения (благословения) у народа…
После благословения наступал момент расплетения косы, здесь причитала мать невесты: Доченька, куда
ж ты идёшь? В чужую домовочку, не стала спать на своей коечке (д. Булатово).
Невесту сажають на лавку, ставють ей ноги на плятушку, на стол – елку. После нащинають расплятать косу.
Косу расплятала сваха. Сначала сваха спрашивала разрешения у родителей невесты:
Марья Ивановна, Сергей Иванович, разрешите своей дочке родной, нашей княгине молодой косу русую
расплесть, надвое заплесть.
Родители отвечали: «Бог благословит». Затем сваха спрашивала разрешения у народа: Старые старушки,
молодые молодушки, разрешите нашей княгине молодой косу русую расплесть, надвое заплесть.
А кто не благословить, тому сына не жанить и дочери не отдать (д. Чернышино).
В Клюксах косу расплетать разрешалось самой близкой и душевной подруге, к которой невеста
обращалась с такими словами: Сестрица-подруженька, подойди ко мне поближа, поклонюсь тебе
понижа, дяржи мою косу русаю, ишо не дорашеную, в косе ленту недоношеную.
Когда косу расплели, голову невесты покрывали «полотенцем» (легкое белое полотно чуть ниже пояса,
шириной «чтоб лицо прикрывало»). В д. Клюксы посредине полотна пришивали крестик. В некоторых
местностях поверх полотна надевали венок…
Ожидали жениха. Место жениха занимал сторож места – «сапожник», подбивая сапог или плетя лапоть.
Роль сапожника исполнял близкий родственник невесты. В ожидании девки пели песни… Приезжал
жених; начинался выкуп невесты. Подруги изо всех сил расхваливали невесту, отдельный выкуп просили
за елочку и место жениха. Чтоб подороже продать елку, девушки держались за сучки руками…
В д. Красный Клин сваха связывала молодых рушником по поясу и развязывала перед выходом на улицу.
Жених с невестой садились поодаль от стола спиной к двери и ждали, пока гости выпьют и закусят.
Выходили из-за стола определенным порядком. «Жених берёть невесту за руку и следом за беседей
(гостями), обходя стол по часовой стрелке, выводить её на улицу. А девки крищать невесте: «Наташ, дёрни
за настольник, чтоб девки замуж выходили!» (т.е. за скатерть, причем именно за третий угол). Из дома
первым выходил дружка с иконой, которой благословляли, за ним – молодые, следом сваха с елочкой (д.
Чернышино). Перед отъездом свадебного поезда в храм сваха и дружка обходили троекратно поезд,
…
*5
Мещовский район. В день пред свадьбою не бывает никаких увеселений, и жених не посещает невесты. С
наступлением следующего дня он навещает невесту, чтобы та готовилась к венцу. Получив извещение,
родители невесты раскладывают на скамье вывороченную нагольную шубу, на которую сажают невесту,
и начинают одевать к венцу. При одевании соблюдаются известные приметы, как например, в сапоги или
башмаки, кладут под пятку серебряные или медные деньги для того, чтобы невеста не знала нужды и
бедности замужем. Обувь на правую ногу невесты надевает шапочник (шафер), в знак любви будущих
супругов. В видах желания счастья для своей дочери, родители невесты приглашают какую-нибудь
женщину, любимую и уважаемую своим мужем, и просят вложить серьги в уши невесты: невеста будет
наслаждаться такою же счастливою семейною жизнью. Та женщина снабжает невесту своим
подвенечным платьем – в знак будущего благополучия. Во все время одевания невеста должна
оплакивать свою девичью жизнь. Когда невеста одета, шапочник едет с извещением об этом к жениху…
Жениха сопровождает дружко, дядька (посаженный отец), два подружья и сваха. Сваха с повязанным на
голове полотенцем и с черным гайтаном на шее, сидит на особой лошади с семилетним мальчиком,
называемым блюдником. Поезд на двух или трех санях или телегах подъезжает к дому невесты. Дружко
стучит в ворота и вызывает хозяина; просит впустить во двор. Хозяин прогоняет его. После такого отказа,