сукна с цельной спинкой у «молодой» был по поле изукрашен полоской кумача с нашитыми 15 медными
ясными пуговицами (Гамаюнщина, Квань и др. селения). Теперь молодая во время катания бывает одета в
крытку и повязана большой яркой шалью. Молодые катаются на лошади в санях по деревне.
Девицы привозят к дому тещи, где гостит молодая, салазки. Убранную в «мохры» молодую они усаживают
на эти салазки еще в сенях избы, вывозят на улицу и катают. Молодой за катание дает девицам коп. 30.
«Из старины и по сейчас так делають» (дер. Горки Перемышльского р-на).
Молодые в пятницу у себя на деревне, а последние два дня масляной в деревне у тещи, одаривают своих
односельчан и старых и малых орехами и подсолнухами. В субботу девушки водят днем хоровод на
улице. Молодая раздает этим девицам по горстке семечек, орехов, малых пряничков. Затем становится с
ними в хоровод (Гамаюнщина, дер. Пучково, Покров и др.).
Обычай «обкатывать молодых» старика на салазки и ввозит его на салазках в избу к молодым. Там уже
приготовлены блины, водка, закуски. На убранном столе ставится чашка с орехами и пряничками.
Привезенный старик с разными шутками раздает гостинцы присутствующим; всех также угощают водкой.
После этого молодая берет с собой узел орехов и раздает их подросткам на улице (дер. Тинино
Калужского р-на).
«Выкуп», «обкатывают молодых»: в субботу на маслянице молодежь обоего пола приходит к избе тещи,
где гостят молодые. Молодой выносит им водки и «снизку» баранок. Без этого угощения молодых не
выпускают из хаты, притаскивают борону, загораживают дверь (дер. Ермашевка б. Лихвинский у.).
Таким образом, указывая своими блинами и другими обычаями на поминальный характер, масляница, с
другой стороны, является специальным праздником новообвенчаных, торжеством вновь сложившейся
семьи, подобно тому, как и у римлян после родительских дней справлялся праздник установления брака
).
*12
Недели с 6 января до масляницы в русской деревне считаются свадебными. В 15 в. январь
и февраль иногда прямо назывались «свадьбами».
Одной из форм прославления брака являлся старинный обычай наряживания на маслянице соломенной
«фигуры» в честь «молодых» или пары соломенных чучел, что служило древним колдовским средством
усиления плодовитости и людей и всей окружающей природы по принципу подражательной магии
(«Магический брак»).
Масляничные куклы. Во всей Гамаюнщине, по рассказам 90-летних старух, исстари делали и теперь
делают такие соломенные куклы. В селе Ромоданове Калужского р-на во многих домах женщины и
девицы наряжали два снопа в виде «молодой» и «молодого» («масляница» и «масляник») и ставили их
парой у себя на крыше избы; стояли эти чучела на повети всю неделю, помахивая платками, фартуками. В
дер. Головнино и в с. Никольском Калужского р-на чучела «молодку» и «молодого» сажают парой на
крыше или на крыльце; перед ними устраивают стол, на котором ставят тарелку с «тройкой»
подмасленных блинов, две рюмки и бутылку с вином (водой). Куклы так сидят 4 дня, с четверга по
воскресенье, когда их разбирают. «Наряжоны хорошо!» любуются ими. В дер. Зеленино б. Лихвинского у.
две соломенные куклы (молодку и молодого) укрепляют на крыше избы; им придают такую позу,
как-будто они пляшут; в расставленные руки дают платок. Стоят они с пятницы по воскресенье. В Старой
Деревне Льва-Толстовского с/совета в пятницу на масляной одевают две соломенные куклы молодкой и
парнем, «становят их обнямши, на санях» и возят по селению. В дер. Животинкино (Гамаюнщина) в
дореволюционное время соломенные куклы «масляницу» и «масляника» усаживали в так называемую
«хуру» (фуру), т. е. на поставленные в сани стулья. Сзади них садился человек, наряженный горбатым
стариком. Лошадь, запряженную в эти сани, покрывали ковром и обвешивали «гремками» (бубенцами).
Впереди ехал верховой, одетый солдатом «во всем майском, белом», в фуражке с красным околышем. Так
катались по всей деревне, потом ехали «к барину» - в с. Ромоданово, где и получали угощение. В дер.
Секиотово и в с. Покров-Игумнове (Гамаюнщина) ребята и девицы катали «куклу» по деревне в санях с
гармонистом, с песнями. Два года тому назад молодежь из с. Покров возила «масляницу» по соседней
деревне Пучково.