Поминки по умершим на кладбищах и дома, окличка родителей занимают одно из первых мест в
весенней обрядности.
.
*9
В Калужском крае, кроме вышеуказанного
поминания в субботу перед масляной,
10
, весной
поминовение производится в субботу на первой неделе поста, когда пекут постные блины; во вторник на
Фоминой неделе (район д. Б. Сушки); в субботу на Фоминой (Гамаюнщина), когда носят на могилу блины,
мясо, «курей», и в троицкую субботу. В ночь на пасху сразу после обедни идут «со свечами» на погост,
несут «паски» (т. е. куличи), крашеные яйца и сырое сало; часть этих кушаний оставляется на могилах,
остальное несут домой и разговляются (Б. Сушки). В понедельник на пасхальной неделе ходят
«христосоваться» с «родителями»: покатают яйца на могиле и затем целуют это яйцо (Гамаюнщина, д.
Верховья).
В Семик перед Троицей отправляются поминать умерших неестественной смертью в г. Калугу к ц.
Культ покойников не связан исключительно с весенними обрядами. Но в весеннюю пору особенно
важным считалось кормление и поминовение предков, которые могут оказать помощь при начале
сельскохозяйственных работ.
Блины. В Калужском крае, как и во многих других местностях, характерное масляничное блюдо
составляют блины - старинное поминальное кушание.
В «мясопустную» субботу перед заговенами мать, когда начинает печь блины, посылает кого-либо из
своих ребят (лет 8-10) «встречать масляницу»; она вручает мальчику блин, и он с этим «блином» должен
ездить по огороду верхом на ухвате или кочерге, крича:
«Прощай, зима сопливая,
Приходи лета красивая.
Соху, борону и пахать пойду».
Магический обряд этот называется «встреча масляницы» (село Милеево б. Жиздринского у.).
Блинами угощаются во все дни масляной недели. «На маленькую масляницу начинают сустревать
большую масляницу». «Мужики» собираются человек по 5-6 и ходят друг к другу в гости поздравлять с
маленькой масляницей. В каждой избе хозяйка топит печь и подает угощение - блины и вино; у одного
«отбеседуют», идут к другому, и так весь день. В прежнее время блины пекли с мясопустной субботы и до
«прощеного воскресенья» включительно. Делали их большей частью гречишные, из своей гречихи; с
пятницы - белые (пшеничные). Кроме того в четверг принято печь пироги с молочной кашей и горохом. В
1929 г. блины пекли, начиная со вторника, вичные, овсяные и ржаные. К блинам подают селедки,
кислушку (сквашенное топленое молоко), масло коровье и подсолнечное, сахарный песок.
Перейдем теперь к той группе масляничных обрядов, которые имеют целью умножение плодородия.
Древний магический смысл этих действий в большинстве случаев теперь забыт, и они превратились в
увеселения, шутки и маскарады. К таким обычаям надо отнести прежде всего всякого рода чествование
молодых. Два дня на масляной в субботу и прощеный день молодые гостят у тещи, где их угощают
блинами и оладьями. В первый год после свадьбы они приезжают со свекром, свекровью, деверем и
невестками, а следующую масляницу одни.
В Гамаюнщине «молодую» с подругами несколько лет тому назад взрослые ребята возили «на себе» в
больших санях во всю улицу с песнями. В Сухиническом у. (бывш. Веинская вол., дер. Громоздово) ребята
катали таким же образом обоих молодых, за что получали от них бутылку вина и баранки.
Молодые катаются вместе с парнями и девицами с гор в больших санях без оглобель. Стоя на головашке
саней, управляет ими «бедовая» старуха. Молодая при этом в прошлом столетии убиралась нарядно: в
золотую сороку, по околышку которой повязывался сложенный полосой алый отрезной платок; сверх
сороки надевалась еще тонкая шерстяная шаль и завязывалась концами назад. Зипун из «свойского»