Стр. 14 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

Куклу и теперь мастерят в некоторых селениях Калужского края. Ее изготовляют, главным образом, в тех
домах, где есть «молодайка» - вышедшая замуж в настоящем году. «Посажу себя на показ», говорит
молодка, устраивая куклу; наряжают ее и в тех избах, где есть взрослые девицы. В Гамаюнщине эту куклу
одевают в «красный наряд»: в изотканную рубаху, шерстяную шубку, отрезной шелковый платок, чехры и
поднизку. Бусы - «жерелья распустят». В дер. Цвеленево Калужского р-на ее наряжают в головной убор -
мохры, сделанные из соломы. «Жерёлок полна шея. Сиськи сделают толстыи, штобы глядеть получше на
нее было». В дер. Тинино Калужского р-на на обшитой холстом голове куклы закладывают косы изо льна,
чтобы она была похожа на молодку, «с прямым рядком».
В целом ряде деревень перестали теперь наряжать чучела и выставлять их: передовые ребята,
противники старого быта и старой обрядности. Бросают в них снежками, смеются над ними, говоря, что
«ставить их - только лошадей пугать», сшибают их палками. Однако, этот масляничный обычай еще живет
во многих селениях. В дер. Верховой в «масляницкую» субботу «красную масляницу» сажают на снежном
Являясь по существу образом «молодой», изображением плодородящего начала с подчеркнутыми
женскими признаками пола, первоначально служа, по-видимому, идолом женского дохристианского
божества (с чертами земледельческой богини - священный сноп), - соломенная кукла позднее стала
олицетворять определенный праздник - масляницу. В б. Воротынской волости чучело «масляницу»
сажали так, как-будто она пекла блины; в руки ей давали уполовник и сковороду. В дер. Щепихино
Козельского у. соломенную куклу «масляницу», которую теперь называют «хвируга», изготовляют в 5-6
избах, сажают ее в горнице на лавке у окна «на самой красоте», где она и сидит всю неделю. По вечерам
ее носят на игрища в снятую избу. «Масляницу» сажают с собой при игре «в соседи», чудят с ней. После
вечеринки несут ее обратно в хату, где ее наряжали.
В с. Кипеть б. Сухинического у. куклу, сделанную из большого деревянного толкача и наряженную бабой,
девки и молодые женщины катают на лошади по селению с пением песни:
«Масляница-кривошейка
Покатай нас хорошенько».
В 1929 г. на масляной неделе я присутствовала при игре с масляничным чучелом в Гамаюнщине: в дер.
Квань, где мастерили куклу в сырную субботу в избе Стефаниды Афанасьевны Морозовой, и в
Колюпанове, где куклу убирают во вторник на масляной (разбирают ее в пятницу).
Описываю наряживание куклы в д. Колюпаново во дворе Матрены Ивановны Фоминой. Оно началось в
первом часу дня; убирали «масляницу» сама Матрена и взрослые девушки, ее дочери; помогали соседние
девицы. Одевание «масляницы» носит характер женского ритуала. В избу принесли сноп соломы; внутрь
верхней части снопа, между колосьев, вставили комок чесаного льна - голову, обмотанную тряпкой и
обшитую куском холста с нарисованными углем носом, глазами, бровями. Голову к снопу привязали
оборкой. Руки сделали из жгутов соломы и прикрепили их лыком к голове. Долго возились с
приделыванием больших грудей из круглых комков хлопья, подвязали их к снопу холщевыми тряпками.
На куклу надели «изотканную» рубаху, шубку «загранёвую» (ситцевую) «лупоглазую» с ярким рисунком
«перьями», «яблоками» и фартук. Отрезной красный платок повязали ей на голову «под холопчик», т. е.
концами назад. «Масляницу» наряжают часа полтора.
Толстая вышла масляница! «Блинов объелась, обожралась!». «А когда ж она помирать-то будет?» -
«Помреть она в пятницу али в воскресенье к ночи». Так переговариваются ребятишки, которые лежат на
печке, свесив оттуда головы и наблюдая за происходящим. Вот «масляница» совсем готова. Чтобы
полюбоваться ею, ставят ее на ступеньки лестнички, которая ведет на печку. Затем ее выносят из избы и
несут на улицу в толпу гуляющих.
По имеющимся у меня сведениям, в калужских деревнях это чучело не сжигают; его носят по деревне,