эти обычаи «бабьи привохи» (с. Милеево б. Жиздринского у.).
Отголоском почитания покойников на маслянице является так же обрядовое жжение соломы. Впрочем, в
Калужском крае обычай этот мало сохранился. В д. Щепихино б. Козельского у. в среду на масляной жгут
солому под окнами тех изб, где из семьи остался дома кто-нибудь один, «для того, чтобы напугать его». В
деревнях Перервино, Мержево, Сергеево (б. Мятлевского у. Мятлевской вол.) в «прощеное воскресенье»
поздно вечером девушки и рабята выносят в поле снопы или охапки соломы и сжигают их. В дер.
Громоздово (в б. Сухиническом у., Веинская вол.) в прощеное воскресенье жгут солому на пруду посреди
деревни с криками: «прощай масляница». В дер. Гремницы и Стопкино Ферзиковского района в
прощеный день «жгли масляницу». Парни и девушки ночью за деревней сжигали кучу соломы — снопов
10
. Олицетворение масляницы в виде сжигания соломы является новым
объяснением древнего обряда, ставшего совершенно непонятным. Жжение соломы означает, подобно
воскурению фимиама, приглашение к родному очагу покойных предков. Эта мысль ясно выражена в
Стоглаве:
*5
В некоторых местностях Калужского края до последнего времени бывали на маслянице кулачные бои
(напр. в районе Милятина б. Спас-Деменского у.). Деревня шла на деревню, после того как кулаки вином
или самогоном подпаивали односельчан; многих домой увозили еле живых, после боя вновь бывало
угощение вином со стороны богачей. В настоящее время в коллективизированной деревне этот обычай,
конечно, отменен. В 70-х годах на маслянице происходили кулачные бои в городах Козельск и Сухиничи.
В Сухиничах во время кулачных боев горожане делились на два противных лагеря - Сухиничан и
Пернавичан
*6
В происходивших на маслянице кулачных боях проф. Д.К. Зеленин видит наследие древних поминок,
языческой тризны,
*7
В мировоззрении русского крестьянства, особенно среди пожилых женщин, культ предков еще занимает
важное место: живые и умершие мыслятся соединенными крепкими неразрывными узами. В народной
среде семейные заботы идут по двум линиям - нисходящей, направляясь на детей и внуков, и
восходящей, распространяясь на почивших родичей. Кроме обычного поминания в молитвах несколько
дней в году специально посвящаются поминовению родителей. «Кто родителей поминает, того бог не
забывает» (Б. Сушки Калужского р-на). «А как родителей не поминать, то и толков нету» (т. е. хозяйство не
ладится - дер. Б. Сушки). «Сил своих не хватает, мертвый человек живому помогает» (Б. Сушки).
Напротив, непоминовение по небрежности или чаще по скупости влечет за собой месть со стороны
умерших предков: - «Не помянишь родителей - не рассветешь. Выдеруть свое; сгоришь ли, скотина
околеет; корова ли подавится и издохнеть - все к ним. Что-нибудь да выдеруть» (дер. Квань, Гамаюнщина).
«Родитель у ворот не стоит, а свое возьмет» (Старая деревня Льва-Толстовского с/совета). Увидать во сне
покойного родителя обозначает, что нужно совершить по нем поминовение. «Во сне приснится - просит
помину» (Старая деревня Льва-Толстовского с/совета). Покойные родичи с нетерпением ожидают
поминальных праздников: «Они в это время ждут». «Родители дожидаются».
В родительские субботы, по словам верующих, родители «являются» в дом, «есть просють»; беседуют с
живыми членами семьи о хозяйстве: «Как живете?», «Где што достаете?». Они поддерживают таким
образом тесное общение и связь со своим двором. В вознаграждение за совершаемые в их честь помины
предки «пекутся» о приплоде и здоровье скота, о молочности коров своих потомков, об урожае, о
своевременном дожде. «Являясь» в поминальные дни, они узнают о всех трудах и нуждах своего двора.
«А древние пращуры зорко
Следят за работой сынов».
Предки - духи-посредники между людьми и божеством.
«Случилось мне выругать корову, когда доила, «демон» обозвала ее, а она с ног долой, брыкнула и лежит;