/ Фасадная деревянная резьба. г. Калуга, пер. Тульский
/ Фасадная деревянная резьба. г. Калуга, пер. Тульский
к закреплению на фасаде декорационных свойств
пропильной резьбы. Пропильной декор работает как бы
в двух планах: издали он впечатляет общим эффектом
деревянного кружева, а вблизи изысканно-мелким
узорочьем и композиционной слаженностью орнамента.
Восприятие его проистекает в прямой эмоциональной
форме. Калужская пропильная резьба имеет прежде
всего ярко выраженный принцип "наборности", который
лежит в основе разнообразных орнаментальных
композиций. Из него же проистекает и необычайная
вариативность этих композиций. Характер
определенной монтажности резьбы, близкий приемам
мозаики или аппликации, позволял мастерам достичь
большой насыщенности декора, его удивительного
разнообразия и подлинного орнаментального богатства.
Композиционная цельность пропильного декора
достигается за счет его органической согласованности с
архитектурными объемами и конструктивными
членениями дома в целом: пилястры оформляют края
фасада, ограничивая его сбоку; резные причелины четко
выделяют фронтон кровли, придают ему как
архитектурной форме завершенность в пространстве.
Пропильной декор дома, композиционно отделяется
орнаментальными полосами от остального
пространственного окружения. С помощью
орнаментальных форм дается и четкое структурное
деление внутри этой отграниченной плоскости: подзоры
подчеркивают переход от фасада к фронтону, а
наличники оформляют ритмически размещенные окна.
При всей цельности композиционного размещения
пропильного орнамента на фасаде отдельные его части
не производят впечатления статичности. Важнейшие
композиционные построения орнамента потенциально
тяготеют к движению. Свободное движение
орнаментальных форм в пропильной резьбе происходит
за счет того, что в ней почти отсутствуют замкнутые
композиции. Чаще всего это подзоры, карнизы, фризы,
пояса, каемки, бордюры, то есть удлиненные по
горизонтали плоскости, орнаментированные
пропильным узором из отдельных ритмически
повторяемых элементов. Момент движения заключен в
самой повторяемости. Из этого же принципа
проистекает и активная взаимосвязь орнаментальной
композиции фасада в целом с внешним окружением.
Пропильной декор фасада – не только замкнутая в себе
система, но и система, раскрытая вовне. Те же ажурные
карнизные подзоры и фронтоны выводят орнамент из
внутреннего состояния во внешнее. В результате
фасадная пропильная декорация дома – это в целом
динамичная пространственная композиция, постоянно
находящаяся в движении и активной взаимосвязи как с
ее отдельными элементами, так и со всем другим