Стр. 98 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

/ Фасадная деревянная резьба. г. Калуга, ул. Никитина
/ Фасадная деревянная резьба. г. Калуга, пер. Тульский
определенном конструктивно-архитектурном контексте.
Разнообразие форм калужского деревянного
пропильного декора изначально связано с планировкой
и конструктивными особенностями индивидуального
жилища. Традиционные архитектурные формы
калужского деревянного пропильного декора:
наличники, карнизы, светелки, навесы, крыльца,
террасы, ворота, – разнообразны по конструктивным и
художественным особенностям. Они повышают
комфортабельность традиционного жилища, делают его
утилитарно целесообразным и эстетически
выразительным за счет пропильного декора,
разнообразного по орнаментальным мотивам.
В орнаментальном комплексе калужской архитектурной
деревянной пропильной резьбы преобладают
геометрические и растительные мотивы, при этом
мастера-плотники обращаются также к изображению
птиц и животных, а также к антропоморфным мотивам.
Все это указывает на органическую связь пропильных
узоров с орнаментальным комплексом народного
искусства Калужского края в целом, в частности с
мотивами народной вышивки, в которой преобладали
символы плодородия и солярные знаки. Общей
стилистической особенностью орнаментальных мотивов
калужской пропильной резьбы XX века является их
последовательная трансформация в растительные.
Использование новых нетрадиционных мотивов в
деревянном пропильном декоре приводит
приблизительно в это же время к изменению техники
пропиловки: постепенно исчезает прорезь по фону,
напротив, ажур и накладная резьба получают
дальнейшее развитие.
Трансформация орнаментальных мотивов калужской
деревянной архитектурной резьбы предполагает их
последовательное взаимопроникновение, что часто
приводит к созданию некоего орнаментально-
декоративного симбиоза, решенного в технике
пропильного ажура. В целом развитие орнаментальных
мотивов калужской фасадной деревянной резьбы
представляет последовательную трансформацию
антропоморфных, орнитоморфных и зооморфных
мотивов в растительные, что во многом отражало общие
тенденции в развитии декора народного жилища в XX
веке.
Художественные особенности калужской деревянной
фасадной резьбы позволяют рассматривать ее как
декоративную систему, находящуюся во взаимосвязи с
ее отдельными элементами и с существующим
архитектурным контекстом. Деревянный пропильной
декор калужской фасадной резьбы как внешнее
убранство жилища реализуется прежде всего в своих
чисто эстетических качествах. Это естественно приводит