Стр. 100 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

окружением, в том числе и с существующим архитектурным контекстом. В этой связи следует отметить,
что на художественные особенности калужской деревянной фасадной резьбы определенное влияние
оказали ведущие архитектурные стили, как то русский стиль, классицизм, модерн, повлиявшие в разной
степени на формирование архитектурного облика города.
Работая с конкретным материалом, убеждаешься в том, что народные мастера в процессе своей
деятельности менее всего думали о «чистоте» того или иного стиля, от которого они исходили в своем
творчестве. Как правило, усваивались и перерабатывались те мотивы и формы, которые более всего
привлекали. Поэтому в калужской фасадной деревянной резьбе конца XIX века – середины XX века
обыкновенно встречаются такие формы декора, которые представляют собой некий симбиоз
разнородных источников, в частности, традиционных мотивов древней резьбы и русского стиля,
классицизма и русского стиля, русского стиля и модерна. Отличительными стилевыми признаками
калужской архитектурной пропильной резьбы являются последовательная эволюция в сторону
адаптации декоративных архитектурных систем, ассимиляции внешних влияний и их переработка в духе
сложившейся традиции. На калужской почве именно народные мастера явились главными создателями
архитектурного деревянного пропильного декора, это «артели мастеров, глубоко воспринявших
традиции, вкусы и все практические требования жизни данного края».
Для калужской архитектурной пропильной резьбы характерно разнообразие, идущее от местных
творческих традиций, и от случайно влияющих факторов, и от моды, т.е. желание повторить тот или иной
декор. Образный содержательный строй калужской деревянной фасадной резьбы пронизан мажорным
началом, обращенностью к людям. Орнаментика пропильного декора преисполнена особой
благожелательностью, истоки которой уходят к обрядово-ритуальной символике древнего народного
творчества. Глубокая внутренняя связь с традицией прослеживается в многовековом напластовании
образов, в устойчивости отдельных мотивов, сюжетов, композиций орнамента, в стремлении органично
соединить технику резьбы с материалом. Калужская деревянная архитектурная пропильная резьба –
своеобразный локальный центр архитектурного творчества народа. Ее технические и художественные
особенности определяют место данного явления в пространстве отечественной культуры.
Бытование деревянной резьбы в архитектурном контексте Калуги, к сожалению, приводит к ее
последовательной утрате. В связи с этим сохранение памятников народного зодчества с деревянной
пропильной резьбой должно стать одной из главных задач музейной и градостроительной практики.
С.И. Личенко, заведующая научно-экспозиционным отделом Калужского областного
художественного музея кандидат искусствоведения, Заслуженный работник культуры РФ