Стр. 97 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

Алеппского, который сопровождал антиохийского
патриарха Макария во время его поездки в Москву в
1654 году, говорится о восхитительных деревянных
церквах Калуги: "... что касается города, то он весьма
велик ... расположен на краю горы. В нем тридцать
благолепных прекрасных церквей, их колокольни
легкие, изящные, ...купола и кресты их красивы". На
смену деревянному строительству в городе постепенно
приходит каменное, но дерево надолго остается
любимым строительным материалом калужских
плотников. И не случайно в описи Ивана Полуэктова
1687 года Калуга называется «...город рубленный».
Можно предположить, что новая пропильная резьба в
Калужском крае генетически связана со старой
сквозной, она непосредственно формировалась на
основе последней и долго с ней сосуществовала.
Происхождение и развитие плоской накладной резьбы в
калужском архитектурном декоре проистекает из
наличия на калужской почве развитых навыков
иконостасной пластики, поскольку по устоявшейся
научной традиции данный вид пропильной резьбы
распространяется преимущественно там, где
существовали иконописные и иконостасные мастерские.
О высоком профессиональном уровне калужских
иконостасников свидетельствуют письменные
источники, архивные материалы и сохранившиеся в
калужских церквах барочные и ампирные иконостасы. В
"Материалах для географии и статистики России..." 1864 г.
сообщается о калужских мастерах-иконостасниках.
Одним из искусных резчиков был Федор Турищев, он
«...занимался живописью, резьбой и золочением по
дереву» В 1900-х годах в Калуге была известная
иконостасная мастерская Тинякова. Разнообразный
материал о наличии на калужской почве
профессионально выполненных резных и позолоченных
иконостасов дают архивные источники, в частности
церковные описи. Формирование в конце XIX века
калужской пропильной резьбы под влиянием
пластических приемов иконостасной, стилистически
близкой глухой резьбе, шло через моделированную
прорезь путем постепенного упрощения рельефа и
придания ему большей четкости контура. Далее мастера
стали заменять прорезь выпиловкой. Такая резьба стала
распространяться в губернии в конце XIX – начале XX
вв., образцы которой дошли до наших дней.
Последовательное упрощение пропиловки привело к
использованию штучного набора, что в настоящее время
необычайно затрудняет выявление локальных
художественных форм, закрепившихся на местной
почве.
Количество деревянных строений в городе и его
окрестностях несомненно влияло на масштабы
фасадного деревянного декора, который существовал в
/ Фасадная деревянная резьба. г. Калуга, ул. Первомайская
/ Фасадная деревянная резьба. г. Калуга, ул. Первомайская
/ Фасадная деревянная резьба. г. Калуга, пер. Тульский