/ Фасадная деревянная резьба. г. Калуга, пер. Тульский
/ Фасадная деревянная резьба. г. Калуга, ул. Первомайская
/ Фасадная деревянная резьба. г. Калуга, ул. Никитина
из двух изб, соединенных сенями – вот наиболее
распространенный тип крестьянского жилого дома в
Калужской губернии в XIX веке и в начале ХХ.
В самой Калуге и уездных городах в начале XX века
бытовали два типа обывательского жилого дома:
1) деревянные одноэтажные дома в три окна, реже в
пять, поставленные торцом по красной линии улицы;
2) дома одноэтажные, отличающиеся более сложной
планировкой и размерами, двухэтажные или
одноэтажные с полуподвальным этажом, нередко с
каменным низом и деревянным верхом. Орнамент
деревянного пропильного декора в жилищах первого
типа обыкновенно более лаконичен и сдержан.
Пропильной декор домов второго типа чрезвычайно
разнообразен: здесь декорируется большая часть дома:
светелки, мезонины, наличники и подзоры по обвязке
сруба, накладные пилястры, фигурные кронштейны.
В ходе исследования были определены основные виды
пропиловки, бытовавшие в Калужском крае: узор по
фону, ажур, накладная резьба. Процесс создания
орнамента начинался с предварительного нанесения
круглых сквозных отверстий на поверхность доски.
После этого вставлялась пила, которой выпиливался
узор, имевший сквозной характер. По отношению к
оставшемуся фону пропиленный узор занимал
незначительное место. Такой прием получил название
"прорезь по фону доски". Точнее же узор создается
пропилом по фону доски и унаследован по традиции от
древнерусской сквозной резьбы, где процесс также
начинался с отверстий, куда вместо пилы вставлялся
резец. Само понятие "пропильная резьба" убедительно
показывает, что в нем, с одной стороны, отражены
определенные приемы технического исполнения
резьбы с помощью различных пил (лучковой, ножовки,
лобзика и т.д.), а с другой– сохраняется определение
"резьбы", что указывает на ее неотрывность от
традиционных видов художественной обработки
дерева. Тем самым понятие "пропильная резьба"
отражает определенную историческую обусловленность
процесса своего сложения.
По устоявшейся научной традиции в истоках искусства
пропиловки были два типа резьбы: рисунок прорезью
по фону и имитация глухой резьбы техникой
профилированной (а позднее гладкой) накладной
резьбы. Первый тип на калужской почве имеет предтечу
в трехгранно-выемчатой резьбе и прорези деревянных
бытовых предметов крестьянского обихода. Наличие
прорези по дереву в калужском фасадном декоративном
комплексе устанавливается в связи с большим объемом
деревянного гражданского и культового строительства в
старом городе и его окрестностях. Изначально Калуга
была деревянной. В воспоминаниях архидиакона Павла