Стр. 95 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

/ Фасадная деревянная резьба. г. Калуга, ул. Никитина
/ Фасадная деревянная резьба. г. Калуга, ул. Никитина
/ Фасадная деревянная резьба. г. Калуга, пер. Тульский
письменные источники упоминают также Тверской,
Московский и Владимирские уезды. Калужская посуда,
упоминаемая Герберштейном (ставцы, братины, блюда),
вырабатывалась в конце XV и в XVI веке и широко
распространялась на местных рынках. Ее покупали на
московских рынках, она имелась также и в далеких
северных монастырях. Так, например, Кирилло-
Белозерским монастырем в 1568 году было куплено на
Москве « три ставца блюд калужских». В 1572 году
Волоколамский монастырь купил «50 ковшей
калужских». В имуществе Николо-Корельского
монастыря значилось «две братины и сто ложек
калужских». В имуществе Николо-Коряжемского
монастыря в 1567 году было «9 братин, 25 блюд и 50
ставцов калужских». Можно предположить, что
калужскую посуду вырабатывали также и посадские
ремесленники: по переписной книге Калуги за 1613-1627
годы значится ремесленник «Тишка ковшечник».
Выделка деревянной посуды, которая имела на
Калужской земле древние корни, к началу XX века
сохранилась только в Мосальском уезде, где в
Парфеновской волости было около сорока кустарей,
вырабатывающих деревянные долбленые чашки.
Изделия этого промысла не сохранились.
Этнографическая коллекция зафиксировала лишь
деревянные предметы крестьянского обихода XIX
столетия: рубели, прялки, пряничные и набойные доски,
богато орнаментированные трехгранно-выемчатой
резьбой с солярной, растительной и зооморфной
орнаментикой.
Возникновение пропильной резьбы большинство
исследователей связывает с пореформенной эпохой, ее
широкое бытование – со второй половиной XIX века. Но
по отношению к отдельным локальным вариантам
точная датировка невозможна по причине отсутствия
памятников ранее XIX века. Калужская фасадная
деревянная пропильная резьба по сохранившимся
памятникам предстает в хронологических рамках конца
XIX – середины XX века с целым комплексом уже
сложившихся характерных признаков. В общих чертах
она прошла путь развития, традиционный для эволюции
отечественной домовой резьбы, и имела определенное
распространение в губернии с конца XVIII века. В это
время в технике пропильной резьбы в калужских селах и
городах уже выполнялись подзоры, причелины,
полотенца, карнизы. Резьба имела преимущественно
геометрический характер. В процессе изучения
материала было установлено, что архитектурная
пропильная резьба в регионе развивалась в контексте
определенной жилой конструкции. По данным
исследователей, крытый соломой или тесом,
бревенчатый, чаще всего двухкамерный дом, состоящий
из одной избы с пристроенным к ней холодным
помещением (сени), реже трехкамерный дом, состоящий