/4.2
Калужская фасадная
деревянная резьба
/ Фасадная деревянная резьба. г. Калуга, пер. Тульский
/ Фасадная деревянная резьба. г. Калуга, ул. Никитина
Калужская фасадная деревянная пропильная резьба
как художественное явление практически не
исследовалась в трудах ученых. Попытка
этнографического изучения деревянных крестьянских
домов в пределах Калужского края была предпринята в
1927 году Е.М. Бломквистом и Н.В. Лебедевой. О
наличии в Калуге деревянной застройки и только
сообщает в своей работе М.В. Фехнер. В книге С.Б.
Рождественской, посвященной итогам многолетнего
этнографического изучения декора народного жилища,
калужская деревянная пропильная резьба упоминается
лишь в качестве сравнительного материала. Опыт
регионального исследования деревянной пропильной
резьбы, где впервые исследуются истоки и пути
развития данного вида калужского народного
художественного творчества, представлен в отдельных
публикациях автора.
Сложение технических и художественных особенностей
калужской фасадной деревянной резьбы следует
связывать с целым рядом явлений. Но, прежде всего, это
традиции художественной обработки дерева,
бытовавшие в Калужском крае, которые явились во
многом основой для ее зарождения и развития. Это
определяется по письменным источникам и
сохранившимся в этнографической коллекции
деревянным предметам крестьянского обихода. Так,
например, в княжение Василия III в грамоте тверского
епископа Нила к боярину Василию Андреевичу
Коробову, посылавшемуся в Константинополь с дарами,
находим в перечне подарков «Три ставы калужских, да
три ставы тверских». Калужские деревянные изделия в
XVI веке вывозятся в Москву и за границу. В «Записках о
Московии» Сигизмунда Герберштейна, который был в
России с 1517 по 1526 годы, упоминается о производстве
деревянной посуды в Калуге «Там выделывают искусно
вырезанные кубки…и другие вещи из дерева…отсюда
они вывозятся в Москву, Литву и другие окрестные
страны».
В XVI веке Калуга входила в число крупных центров
производства деревянной посуды, среди которых