чертах примитива в пластическом решении
изображений. Этим игрушкам присущи компактность
формы, предельная обобщенность образов-символов.
По преимуществу, это «архаичное» изображение «бабы»
или традиционные хлудневские свистульки в виде
коников, собачек, козочек, петухов. Они, как правило,
статичны, пластические формы мало расчленены.
Простоте и обобщенности лепки (игрушки словно
«вырастают» из одного цельного куска глины)
соответствует неяркая, чаще в два цвета роспись, в
орнаменте которой преобладают солярные знаки и
символы плодородия.
Ко второму стилевому направлению принадлежат
игрушки-скульптуры. Слово «игрушка» к ним
применимо, скорее, по традиции, чем по существу. Они
сделаны, как правило, по специальному заказу для
музейных собраний и частных коллекционеров. Их
формы и композиции рассчитаны не на игру, а на
экспозиционное существование с предполагаемым
круговым просмотром, с характерным изображением
персонажей в движении и с подчеркнутой
декоративностью силуэтов. Основная масса объема
сопровождается обилием лепных деталей.
Традиционная универсализация типических черт в
разработке образов сочетается с большей
индивидуализацией образа. Колористическая гамма –
достаточно яркая, построенная на сочетаниях красных,
зеленых, желтых цветов. Роспись отличается ярко
выраженной декоративностью.
На фоне продукции других русских игрушечных
промыслов хлудневские глиняные фигурки имеют
отличительные стилевые признаки: обобщенность форм,
но без излишней схематизации, элементы сказочности
даже в бытовых сюжетах, грубоватая декоративность
росписи с ярко выраженным графическим элементом. В
трактовке образа чувствуется традиции народного
добродушия и смеховой культуры. Здесь свой подход и
свое видение мира, того, который нас окружает и
который создан творческим воображением.
Художественная форма, далекая от натурализма,
инициирует ее эмоциональное, поэтическое
восприятие.
Принципы воплощения образа в хлудневской игрушке
достаточно разнообразны. Наряду с общими для
народного искусства поэтичностью, сочетанием были и
вымысла, образным уподоблением природным формам
в хлудневской глиняной пластике присутствуют
гипербола и гротеск. Так последовательно сложился
своеобразный мир хлудневской игрушки и ее
самобытный художественный строй, сформировались
условные выразительные средства, выработались
приемы мастерства, профессиональные нормы лепки и
/ Глиняные фигуры. Автор: Полубинская Т.В.
/ Работы народного мастера России, Заборских А.Г.