вариативность свидетельствует о неисчерпаемой
фантазии народных мастеров. При этом нельзя не
отметить яркие элементы народного костюма,
нашедшие отражение в декоре женских фигур,
известного как отличительные особенности
крестьянской одежды Калужского края. Ассоциации с
калужской народной вышивкой особенно наглядно
просматриваются в росписи хлудневской игрушки, где
наиболее устойчивыми остаются геометрические
мотивы, – знаки плодородия и солнечные (солярные)
символы, – трактуемые или графично четко, или
живописно эскизно.
Постепенно изделия хлудневских мастериц утрачивали
свои древние значения, связанные с обрядовой и
праздничной культурой, и обретали характер малой
народной скульптуры, в которой, с одной стороны, все
более возрастала декоративность, с другой,
происходило обогащение новыми сюжетами и
образами, почерпнутыми из реальной жизни. Новые
условия бытования, изменение функций и технические
новшества повлекли изменение форм и типов
хлудневской игрушки. Фигурки и композиции,
создаваемые с 1970-х годов, когда промысел получил
свое второе рождение, утратили свое утилитарное
назначение, свою функциональность, но при этом
возросла эстетическая роль хлудневской игрушки. На
древних корнях родилось новое самобытное искусство.
Уже с конца 1960-х годов в хлудневской игрушке
расширяется сюжетно-тематический комплекс.
Конкретные реалии жизни находят свое воплощение в
игрушке К.П. Трифоновой. Задорную и веселую игрушку
создает мастерица. Свистульки-животные у нее всегда с
музыкальными инструментами – кот с балалайкой,
петухи с гармошками. Свистят у нее и барыни, и солдаты
в лодке. Особенной внутренней экспрессией наполнены
ее игрушки, изображающие коров, оленей, коней,
всадников-богатырей. Сказочно-фольклорная стихия
присуща композициям «Лиса с лисятами», «Коза с
козлятами», «Кошка с котятами».
В комплексе изделий хлудневских мастериц выделяются
группы тематически и композиционно
перекликающиеся скорее с фабричной продукцией, с
городской игрушкой и фарфоровыми статуэтками.
Конечно, это не копии подобных вещей, а скорее отклик
на них средствами традиционного народного промысла.
В известной степени переосмыслены и композиции,
такие как «Тройка», и «Масленица», и фигурки солдат и
молодух в кокошниках с кувшином в руках.
В целом, по качествам своего изобразительного языка и
особенностям пластического решения хлудневская
игрушка тяготеет как бы к двум направлениям. Так,
относительно первого направления, можно говорить о
/ Лодочник. 1978 г. Автор: Самошенкова М.В.
/ Корзина с собаками. 1980 г. Автор: Трифонова К.П.