росписи. Каждый мастер интерпретирует эти нормы в
меру своих способностей и творческой
индивидуальности. Это искусство народное по существу
выраженного в нем мировоззрения. Типичные родовые
признаки глиняной игрушки как вида народного
искусства: лаконизм и обобщенность лепки,
изображение фигур в фас или профиль, состояние
«движения в покое», наличие собирательных
образов-типов, в которых живые наблюдения слились с
поэтической фантазией, – приобрели в хлудневской
игрушке самобытные местные формы выражения.
Эволюция хлудневской игрушки осуществлялась в
общем контексте смены функций произведений
глиняной пластики – от ритуального символа до
игрушки и произведений малой скульптуры. Создавая
свои творения, народный мастер не объясняет, он на
уровне интуиции тяготеет к древней поре
нерасчлененности мировосприятия. В народном
искусстве чрезвычайно устойчивы глубинные
внутренние связи, тяготеющие к традиции не только на
уровне технологии и варьирований постоянных
сюжетов и образов. Здесь содержание традиции
слагается из того, что было навеяно миром обрядов,
празднеств, из всего того, что несет в себе
мироощущение мастера, трансформирующееся в
художественно-изобразительные символы.
Художественный образ хлудневской глиняной игрушки
являет собой достаточно сложную структуру с
неоднозначными внутренними связями.
Хлудневская глиняная игрушка – это развивающееся
художественное явление. На калужской почве имеются
большие потенциальные возможности для развития
пластической культуры хлудневских мастериц.
С.И. Личенко, заведующая научно-экспозиционным
отделом Калужского областного художественного
музея кандидат искусствоведения, Заслуженный
работник культуры РФ
/ Работы народного мастера России, Заборских А.Г.