Стр. 81 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

формы, «гладкая», добротная. Древними поверьями веет
от игрушек А.Ф. Трифоновой на мотив «Мать-земля с
близнецами», грубовато-архаичных по пластике, в
росписи которых преобладают солярные знаки и
символы плодородия. У А.Ф. Трифоновой впервые
появляется и знаменитое хлудневское дерево – «Древо
жизни», собирательный образ природы, дающий жизнь
всему живому. Этот сюжет особый, хлудневский, не
имеющий аналогий в игрушке других регионов. «Древо
жизни» – любимый сюжет и у М.В. Самошенковой.
В хлудневской игрушке он существует во множестве
вариантов: с птицами, гнездами, с барыней, с
разнообразными животными у всех мастериц. Трактовка
этого образа у хлудневских мастериц приобретает
удивительные фантастические формы: один из
вариантов «дерева» имеет ноги, в другом варианте – у
глиняной бабы на голове помещается птичье гнездо, в
третьем – верх дерева представляет собой голову
бабы-чародейки.
Так, бессознательно, на уровне интуитивного развития
традиции, хлудневские мастерицы реализуют в своих
игрушках принцип антропоморфизма, одухотворения,
«очеловечивания» разнообразных творений природы.
«Древо жизни» – уникальный мотив хлудневской
игрушки. Этот древний образ-архетип получает в
хлудневском игрушечном комплексе поистине
фантастическое «звучание» и воспринимается как
художественное воплощение синкретичности
народного мироощущения. Хотя сами мастерицы
объясняют его очень просто: «Наверху космос – там
сидит «чаровница» (баба с чаркой) и посылает на землю
дождь. Пониже – воздух – птицы в гнездах. А внизу, у
корней дерева – земля – медведь сидит на гармошке
играет». Согласитесь, это уже целая народная система
мироздания, такая, какой ее понимают хлудневские
мастерицы, в искусстве и жизни которых есть нечто
схожее с жизнью природы.
Образ «Древа жизни» и поныне глубоко выражает самую
сущность калужского народного искусства, является его
художественно-выразительным символом.
Чрезвычайно интересную группу хлудневских глиняных
игрушек составляют женские фигурки, так называемые
«бабы». Это разнообразные по своей пластической
трактовке женские фигурки, обнаруживающие по
своему характеру некоторое сходство со снеговыми
бабами, держащими, обхватив руками, одного или
несколько детей, либо животных и птиц. В сюжетном
репертуаре хлудневских игрушек есть и женские
фигурки с воздетыми руками-ветвями, с птицами на
плечах и у ног. Разнообразная трактовка мотива не
позволяет выявить здесь отражение какого-то
устойчивого фольклорного образа, но его
/ Древо жизни. 1979 г. Автор: Самошенкова М.В.
/ Оранжевый медведь на лошади. 1979 г. Автор:
Самошенкова М.В.