Своим расцветом хлудневская игрушка обязана
народным мастерицам Т.И. Романовой, А.Ф. Гавриковой,
Е.Д. Манушечевой, М.В. Самошенковой, Т.И. Бубнёвой,
А.Ф. Трифоновой, А.В. Студницкой, К.П. Трифоновой,
К.А. Тасенковой. Соответственно, промысел предстает
как сумма индивидуальных творческих усилий наиболее
одаренных мастеров.
Типологически образы хлудневской игрушки в целом
представляют традиционный сюжетный комплекс
русской глиняной пластики. В глиняной игрушке,
создаваемой хлудневскими мастерицами, мы видим
традиционный набор сюжетов: женская фигура, конь,
коза, корова, всадник, петух, медведь и др. Но
трактуются они в различных вариантах и фантастических
или более правдоподобных сочетаниях. Прием
вариативности, в целом присущий народному искусству,
позволяет каждой хлудневской мастерице
видоизменять и интерпретировать определенный сюжет
в меру своей фантазии, одаренности, мастерства, вкуса,
мироощущения. К.А. Тасенкова создает игрушки средних
размеров, это в основном «бабы», «всадники»,
традиционные свистульки. Лепка ее несколько
грубоватая, роспись легкая, штриховая, обыкновенно
двухцветная. Игрушки А.В. Студницкой характеризуются
особой пластикой и декоративным решением росписи.
Пластическое решение ее игрушек проистекает от
цельного куска материала (глины), оно своеобразно
«архаично», а роспись нарочито небрежная и
осуществляется она не по беленой, а по естественной
охристой поверхности. Глиняные фигурки А.В.
Студницкой всегда функциональны в том смысле, что
они всегда свистульки. По древним поверьям народного
мировоззрения, свист, производимый игрушкой на
праздниках и во время свершения различного рода
обрядов, отгонял злые и темные силы, и игрушка тем
самым выполняла функцию своеобразного оберега. В
игрушечном комплексе М.В. Самошенковой с
удивительной фантазией трактуется образ медведя
(оранжевый медведь на лошади). Корни подобной
интерпретации образа проистекают из местной бытовой
обрядовости. Медведь был животным близким и
понятным калужскому крестьянину. Для калужской
деревни медведь – существо, с которым было связано
много поверий: если во дворе было неблагополучно, то
туда звали поводчика с медведем, медведь излечивал
болезни – «спину топтал», «изгонял порчу» и т. д. В ряде
случаев образ медведя в творчестве М.В. Самошенковой
получает современное «ярмарочное», праздничное
звучание (медведь с гармошкой).
Е.Д. Манушечева предпочитает небольшие сюжетные
композиции «бабы-грематухи», «собачки», те же самые
свистульки, столь любимые хлудневскими мастерицами.
Лепка ее отличается особо тщательной проработкой
/ Баба. Автор А.Ф. Трифонова