Стр. 79 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

лаконичная пластика, совместившая образную
выразительность с функциональностью,
свидетельствуют в пользу того, что подобные
произведения начала XX века являются традиционным
типом хлудневской игрушки, отработанным не одним
поколением мастеров.
Следовательно, среди хлудневских игрушек лишь
грематухи и свистульки, производившиеся в XIX –
начале XX вв., обладали непосредственной игровой
функцией, вероятно, сохранившейся издревле.
Хлудневскую игрушку лепят из местной глины «синики».
Много раз проходятся руки мастериц по тулову игрушки.
И в этом смысле изготовление хлудневской игрушки
истинно рукотворный процесс, в котором очевидна
нерасторжимая связь ремесла и искусства. Между
руками мастериц и глиной нет посредника-инструмента,
который мог бы как-то повлиять на создаваемую
игрушку. Руки мастерицы мнут, скатывают, лепят,
разглаживают ком глины, формуют из него любую
фигурку, сохраняющую в пластике живое движение
руки, а на поверхности игрушки – следы пальцев.
Веками вырабатывались приемы рациональных форм,
наиболее удачные находки передавались от мастерицы
к мастерице, из поколения в поколение.
В готовой вылепленной игрушке палочкой-спицей
прокалывается отверстие, чтобы игрушка была
«голосистой», свистела. Далее игрушки около двух суток
досушиваются на воздухе, потом – в печи, пока не
посветлеют. Потом идет процесс обжига в горнах.
Помимо пластики объемов в хлудневской игрушке
большое значение всегда имела и роспись. Она легкая,
штриховая и точечная. Хлудневские мастерицы не любят
крупных локальных цветовых плоскостей, которые
типичны в росписи филимоновской игрушки.
Обыкновенно они расписывают не всю игрушку, а
отдельные ее детали, в росписи преобладают волнистые,
зигзагообразные линии, солярные знаки, ромбы,
квадраты, кресты. В целом, орнаментальные мотивы,
преимущественно солярные знаки и знаки плодородия,
восходят к древнему славянскому орнаментальному
комплексу, но, запечатленные на поверхности игрушки,
они давно уже утратили свою архаическую семантику и
воспринимаются как красивый декоративный узор.
Материал, техника его обработки, характер росписи
составляют то, что называется художественным образом
игрушки. Они диктуют как ее родовую принадлежность,
функциональное назначение, так и особенности формы.
Однако, новые условия бытования, изменение функции
и технические новшества повлекли изменение
типологии и форм хлудневской игрушки. Этот процесс
по-разному отразился на творчестве конкретных
мастериц.
/ Свистулька. Конь. 1980 г. Автор Студницкая А.В.
/ Барыня. 1980 г. Автор Студницкая А.В.