/ Полотенце 1910-е г.д. Горенское пригород Калуги
преобладала золотисто – оранжевая гамма с введением
в узор черного цвета, и использовались для вышивания
шерстяные нитки.
Вышивка «цветная перевить», которая в основном
формировала художественный облик обрядового и
праздничного полотенца, выполнялась по продернутому
в виде сетки холсту. Сначала белыми льняными, позднее
хлопчато - бумажными нитками оформлялся узор
(швами «настил», «стлань»), затем обычно красными
нитками начинали перевивать каждый столбик сетки
фона. В завершение узор и фон расцвечивали
вкраплениями желтого, синего, зеленого цвета. Реже
встречалась белая перевить, где узор и фон были
выполнены из белых нитей с небольшой расцветкой
синими, или вовсе без неё.
В композиции и орнаменте «цветной перевити» можно
увидеть отголоски древней славянской культуры, хотя и
значительно видоизменившиеся с течением времени. В
узорах иногда встречаются трехчастные композиции с
изображением Древа Жизни с фигурками животных по
сторонам или красочные птицы - «павы» по сторонам
солярного знака, символизировавшего солнце. Если
женская фигура со всадниками по сторонам на вышивке
начала XX в. из Тарусского уезда осмыслялась
крестьянами как «привоз приданого», то на полотенце
из соседнего Одоевского уезда Тульской губ. подобный
сюжет представлен в более древнем изводе, насквозь
пронизанным символикой солнечного божества. В
вышивке конца полотенца из д. Горки Перемышльского
уезда изображены фигурки зверей с гривой, поднятой
передней когтистой лапой и взвившимися процветшими
хвостами, стоящие по сторонам Древа Жизни. Местное
название узора – «медведи», хотя вышитые звери совсем
на них непохожи. В этом названии отразились древние
народные представления, связанные с культом медведя.
Вера в исцеляющую и отвращающую заговоры силу
медведя была жива во многих деревнях Калужского края
ещё в начале XX в. В узорах «цветной перевити» можно
видеть ряд геометризированных женских фигурок, с
поднятыми кверху руками, в которых фон расцвечен
ромбами – символами плодородия и солярными
знаками.
Значительную роль в узорах играли разнообразнее
виды птиц: «павы» с пышными хвостами и хохолками,
более скромные «петухи» с хвостами - «ёлочками».
Птицы изображались идущими в ряд, или чередовались
с солярными знаками. Очень разнообразны
геометрические узоры – это многочисленные
модификации ромбов - символов плодородия,
крюковые мотивы. На полотенце из д. Никитское
Ульяновского района - ряд косых крестов с загнутыми
концами, такой узор встречается и в вышивке из