/ Полотенце Нач. XX в.Ульяновский р-н д. Никитское
для того, чтобы узнать, какой будет урожай, бросали на
застреху (нижнюю часть крыши) полотенце, на котором
хозяйка дома подносила пирог священнику, бывшему на
Пасху с образами. Если брошенное полотенце не
скатывалось на землю, то можно было ожидать
хорошего урожая.
Важную роль играли полотенца в поминальной
обрядности. Когда в доме умирал человек, на окно
ставили стакан с водой и вешали полотенце, чтобы
конец спускался в окно. По представлениям крестьян
душа умершего в течение 40 дней приходила в свой дом
умываться и вытиралась полотенцем. Полотенцем
завязывали ворота после выноса тела, чтобы смерть не
вернулась обратно. Во время похорон для переноса
гроба и опускания его в могилу также использовались
полотенца – «на холстах народом несли». К декору таких
полотенец предъявлялись особые требования и
существовал обычай заранее готовить для себя
поминальные полотенца. По воспоминаниям
старожилов с. Чернышено Ульяновского района
готовилось семь таких полотенец: шесть из них
связывались попарно – на них несли гроб, седьмое
клали на крышку.
Разностороннее функциональное значение вышитого
полотенца в народной культуре Калужского края
определяло высокие требования к его художественному
оформлению, в определенной мере регламентируя
декор. Среди перемышльских крестьян лучшими
считались такие узоры вышивки как «медведи»
(изображения животных с когтистыми лапами) или
«кони» (т.е. всадники), что, вероятно, было связано с
древней благожелательной символикой этих узоров, к
концу XIX в. уже основательно забытой.
Художественный облик полотенца, изготавливавшегося
даже в первой трети XX в. из домотканого холста,
складывался из многих частей. Закладное и браное
ткачество украшало значительную часть концов так, что
неорнаментированным оставалось лишь небольшое
поле белого холста посередине. В некоторых обрядовых
полотенцах неорнаментированного белого холста не
оставалось вовсе. Как правило, узорное ткачество было
выполнено с использованием ниток красного цвета,
иногда с расцветкой желтыми, зелеными и синими.
Ближе к концам вшивались несколько полос вышивки,
чередовавшиеся с шелковыми лентами таких же тонов.
Причем, расположенные ближе к концу полотенца
полосы вышивки были намного шире верхних, т.е. декор
книзу зрительно становился массивнее. Края полотенца
отделывались бахромой, плетеным и вязаным
различного вида. Цветовая гамма узорчатого полотенца
Калужского края отличалась насыщенностью красного и
белого цвета, но в юго – западной части края в вышивке