Стр. 76 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

деревень правобережья р. Оки около г. Калуги. Издавна у многих народов такой орнамент являлся
образом солнца, движущегося по небосклону. Растительный мир в узорах «цветной перевити»
представлен как дополнительный мотив в виде геометризированных цветочных розеток, вазонов.
Наряду с издавна существовавшей вышивкой цветной перевитью в Калужском крае с конца XIX в.
получает распространение вышивка крестиком. Как и во многих других областях центра России, такие
вышивки становятся популярными как в городах, так и на селе. Обычно они выполнялись красными и
черными нитками, техника шитья была значительно проще, чем «цветная перевить». В узорах
преобладали бытовые сюжеты, сценки из крестьянской жизни, часто вышивались посвящения,
поговорки, даты.
Среди вышивки этого типа наиболее интересны полотенца с благожелательными надписями: «Шила
тому, кто мил сердцу моему» (Спас-Деменский район) или «Люблю сердечно, дарю навечно» (Кировский
район). Нередки были в вышивке крестиком и бытовые сюжеты, которые отражали повседневный мир
крестьянства. Сцена пахоты с поясняющей вышитой надписью «Мужик пашенку пахал и лошадку
подгонял ко двору» на полотенце из д. Горенской пригорода Калуги как бы иллюстрировала строки
традиционного калужского фольклора: «Как за лесом, за лесочком мужик пашенку пахал». Вышивка
крестиком не угасала почти в течение всего XX столетия. А традиции изготовления древней калужской
«цветной перевити» были подхвачены в 1920-е – 1930-е годы мастерицами Тарусской артели
вышивальщиц, ставшей со временем народным художественным промыслом Калужской области.
Г.Б. Сафонова, заведующая отделом Калужского областного краеведческого музея