Стр. 73 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

/ Полотенце Втор. пол. XIX в.Гамаюнщина
/ Вышивка цветная перевить. Втор. пол. XIX в.
Перемышлский р-н с. Корекозево
узорчатое полотенце, которое вешалось на особое
коромысло – водонос, служившее для подъема ушата с
водой. Полотенце служило как бы символом,
позволявшим зачерпнуть воды, несмотря на шутливо
мешавших односельчан. Особенно нарядное полотенце
вышивалось невестой для жениха, которое он надевал к
венцу, заткнув за пояс, причем длинные вышитые концы
висели почти до земли. В этом случае полотенце
выступало в роли детали мужского свадебного костюма.
Узорчатое полотенце с вышивкой украшало и костюм
невесты, оно вешалось ей на шею так, чтобы свободные
концы спускались на грудь почти до края одежды. Кроме
того, полотенцем из тонкой льняной ткани – «дымкой»,
длиной 200 – 250 см. покрывали голову невесты,
ехавшей к венцу. (Перемышльский, Лихвинский уезды).
К свадьбе заранее готовились «дарные рушники», иногда
до тридцати и более, которыми невеста или её мать
одаривали родственников жениха. Причем, полотенца
дарились мужчинам, женщинам – холст, а девушкам –
тканые узорчатые заготовки для рубах. Полотенце
служило опознавательным знаком свадебных чинов. На
«дружке» оно было символом его ответственной
должности, а при поездке к венцу в Мещовском уезде
сваха со стороны жениха повязывала голову
полотенцем. В обряде обручения узорчатый рушник,
которым трижды обводили вокруг голов жениха и
невесты, и коврига хлеба символизировали согласие на
брак. Повсеместно полотенцами и цветными лентами
украшались дуги конской упряжи свадебного поезда.
В калужских селах красочными «стеновыми рушниками»
с узорным ткачеством и широкими полосами «цветной
перевити» на концах украшали стены избы в годовые
праздники. «Преображали горницу» и на одном из
этапов свадебного обряда. Вдоль стен на значительной
высоте натягивали веревку, на которую вешали
полотенца, что не только видоизменяло интерьер
жилища, но и служило показателем трудолюбия и
мастерства хозяйки.
Тонкое холщовое полотенце было также и составной
частью традиционного женского крестьянского
головного убора с кичкой. Но в начале XX в.
воспоминания о таком полотенце – «убрусе»
сохранились слабо. Свернутый в четыре раза полосой
«убрус» повязывали по лбу до бровей поверх покрытой
платком кички, концы скрепляли лентой на затылке.
Такой убор носили пожилые женщины в праздники.
Узорчатые полотенца, готовившиеся к различным
годовым праздникам, могли использоваться и в обрядах
аграрного цикла, к сожалению, сведения об их
бытовании очень немногочисленны. В качестве примера
приведем распространенный в середине XIX в. обычай: