Стр. 52 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

/2.1
Песенный фольклор
Калужского края
Истоки русской народной песни уходят в седую древность. В начале I тысячелетия нашей эры
греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян
называли «песнелюбцами». Уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние
на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. В самом начале
пути определились два главных пласта русской народной песни - обрядовые и необрядовые.
Обрядовые довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-обрядовые.
Исследователи приходят к выводу, что на основе календарных сформировались хороводные,
хороводно-игровые песни. В цикле семейно-обрядовых наибольшее развитие получили свадебные.
Из глубины веков песня донесла нам память о людях, их страстях, переживаниях и идеалах, она
незримыми нитями связывает времена.
Рассмотрим, какие народные песни составляют сегодня основу песенной культуры Калужской области
как составной части областей России бассейна реки Оки. Основа окской песенной культуры -
календарные, свадебные, хороводные, плясовые и лирические песни, как правило, в многоголосном
изложении, что находит яркое отражение и в песенном репертуаре Калужской области.
Среди календарных песен есть простые одноголосные напевы типа колядок, весенних закличек. Многие
календарные песни исполняются многоголосно и отличаются мелодическим богатством. В
количественном соотношении преобладают песни весенне-летного календаря и больших зимних
годовых праздников. Сотрудниками отдела фольклора Калужского областного центра народного
творчества записаны обрядовые песни зеленых святок в Хвастовичском, Людиновском, Куйбышевском,
Барятинском районах, соответствующие завиванию венков и березки. («На горушке березонька стояла»,
с. Савино, Людиновский р-н), кумлению и другим обрядам. В с. Подбужье Хвастовичского р-на нами
записана песня «Кумушки», которая исполнялась в «бане» - месте проведения зимних посиделок (как
правило, это был дом одинокой женщины или небогатой семьи). По признанию ученых, календарные
песни, обрядовые песни считаются наиболее древними. Генетически хороводные песни вышли из
обрядовых. Постепенно они утрачивали свою обрядовость и становились увеселительными.
Одновременно расширялся их репертуар за счет включения песен других жанров. Хороводные песни
Калужской области отличаются большим разнообразием. Есть медленные и спокойные, светлые по
настроению («Гуси», с. Дешовки, Козельский р-н; «Ой, заря, зорюшка», с. с.Подбужье, Пеневичи,
Хвастовичский р-н). Они сопровождались плавным, размеренным движением исполнителей по кругу в
такт музыке.
Есть более подвижные по темпу хороводно-плясовые, сопровождающиеся плясовыми движениями и
игровыми действиями или разыгрыванием по сюжету («Ягода, в бору», «Селезень», «Заинька»).
Господствующее настроение в этих песнях — приветливое, доброжелательное, радостное. Словно само
весеннее пробуждение природы торжествует вместе с вышедшими на луг девушками и ребятами.
В хороводах сельские жители выражали радость, горе, мечту о счастье и искали свою судьбу.
В отдельных районах Калужской области (Хвастовичском, Куйбышевском, Барятинском) хороводные
песни исполнялись, жили еще в начале XX века. Хороводы водили в деревнях, селах, на окраинах Калуги
и других древних городов области (Мосальск, Спас-Деменск). Сегодня, к сожалению, традиции водить
хороводы практически утрачены.