Стр. 53 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

Среди хороводных, плясовых песен в Калужской области много свадебных песен. Свадебный обряд
представлен разножанровыми песнями, которые можно расположить так, как это соответствовало
принятому в народе порядку. По богатству мелодической выразительности свадебные песни остаются
непревзойденными. Отражающие в своем содержании подготовку к венчанию, ожидание жениха,
встречу поезжан в доме невесты, ее благословление, церемонию свадебного пира, веселого, с целой
вереницей величальных и плясовых, — эти песни могли бы стать основой для изучения (условий)
создания русской семьи. Яркими примерами свадебных песен являются «По улице ехали»,
исполнявшаяся поезжанами в с. Пене¬вичи Хвастовичского района, «Во котёлику видно донышко», под
которую водили молодых в с. Подбужье Хвастовичского р-на, «Во пиру млада была», плясовая (с.
Пеневичи, Хвастовичский р-н). Свадебный обряд сегодняшнего дня утратил свою целостность. Записать
свадебный обряд полностью таким, каким он был в прошлом, не представляется возможным. Многие
подробности, детали ушли из памяти людей старшего поколения — основного источника информации.
Однако, анализируя имеющийся материал, можно сделать вывод о том, что свадебный обряд Калужской
области столетиями сохранял черты среднерусской свадьбы.
Среди свадебных песен Калужской области встречаются классические, бытующие в других областях
Окского бассейна («Винная чарочка», «По улице ехали» и др.)
Наиболее сохранившимся в Калужской области можно считать пласт лирических песен, в первую
очередь любовных и семейных. Очевидно, причиной этого является отображение в них всей сложности
личных взаимоотношений. Основными образами любовных песен являются девушка и молодец («Ходила
девица по борочку», с. Пеневичи Хвастовичского р-на, «Ехали казаки», «Цвели, цвели во поле цветочки»).
Тонко и деликатно выражены в этих песнях только что возникшее чувство, тревога потерять любимого,
горечь разочарования, драма измены, думы о будущей семье. Воспевается в любовных песнях
человеческое достоинство и благородство. Среди любовных песен к концу XIX века в Калужской области
появляется новый стилевой пласт — песни-романсы. Среди них «Ой, вы хлопцы-моряки», «Живу близко
возле моря» (с. Пеневичи, Хвастовичский р-н), «Посеяла огурочки» (с. Красное, Хвастовичский р-н).
Семейные песни отражают сложные семейные отношения. Главными образами этих песен являются
образы мужа и жены. Основная тематика — переживания молодой жены в чужом доме, чужой семье
(«Калина с малиной», «Из-за лесу, лесу темного», «Зимушка-зима» Хвастовичский, Людиновский р-ны;
«Сидела Катюшенька»). Среди лирических, кроме любовных и семейно-бытовых песен, в Калужской
области встречаются трудовые, как правило, покосные («Вдоль по бережку» с. Подбужье, Хвастовичский
р-н), сиротские («Плохо жить сиротиночке» с. Подбужье, Хвастовичский р-н), «загробные» («Во время
ноченьки холодной» с. Пеневичи, Хвастовичский р-н), солдатские, военные («Ох, ударила тревога» с.
Подбужье Хвастовичский р-н, «Знаю, ворон, твой обычай» с. Воткино Хвастовичский р-н, «Во субботу день
ненастный» д. Клюксы, Козельский р-н). Говоря о солдатских песнях, следует отметить трансформацию в
другие жанры. Так, по моим предположениям, повсеместно встречающаяся песня «Из-за лесу, из-за саду»
как покосная, в отдельных селах как троицкая, трансформировалась с течением времени из солдатской.
Также можно сказать о песнях солдатской тематики и то, что те образцы, которые нам удалось записать,
достаточно позднего происхождения (вторая половина XIX — начало XX века).
Солдатские песни в основном утеряны, встречаются лишь отдельные образцы, правда, интересные.
Бытовали лирические песни и других жанров. В целом о лирических песнях Калужской области можно
сказать, что это песни самые сложные по музыкальному языку, гармоническому складу, ладовому
строению, пожалуй, самые любимые в народе.
К сожалению, в записях отдела фольклора областного центра народного творчества нет исторических
песен, былин, сказок, утеряны безвозвратно многие календарные, обрядовые песни. Редко встречаются
трудовые, солдатские песни. Наиболее сохранившимися, как и в других областях окского бассейна,
оказались бытовые песни как более близкие по тематике. Пожалуй, самый ценный, самобытный
песенный пласт — лирические обрядовые и необрядовые песни.