Стр. 5 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

Людиновском районе:
Христослав, христослав,
Меня батька послав,
А, вы, люди, знайте,
Что-нибудь подайте,
Отворите сундучок,
Подарите пятачок.
Пятачка нам мало,
Дайте кусок сала.
Если сала нету,
Дайте хоть конфету!
Христославов одаривали деньгами и пирогами. Зёрна собирали в узелок и хранили за божницей до
нового сева. Эти зёрна подмешивали при посеве к остальным, и считалоcь, что это может обеспечить
большой урожай. Обряд «засевания» уместнее было бы проводить под Васильев День. Мы предполагаем,
что информанты не точно помнят сроки проведения обряда. Под Рождество по домам ходили не только
дети христославы. Бродяга или нищий мог войти в любой дом, поздравить хозяев с Рождеством и
получить угощение с праздничного стола. Никому нельзя было отказать в милостыне, но подавали
только продукты.
Утром в день Рождества (7 января н. ст.), придя из церкви домой, завтракали (или обедали - в разных
сёлах по своему называли). Обязательным блюдом рождественского стола был холодец. После завтрака
(обеда) пожилые люди и даже старики со старухами собирались в определённый дом - «баню» - на
посиделки, а молодые шли развлекаться на улицу. Ходили на горки, катались на санях. Обряд «откупа
бани» совершался за несколько дней до Рождества (иногда за 1-2 дня, а иногда и за 2 недели). Так для
посиделок 7-9 января 1991 года в сёлах Хвастовичского района «откуп бани» проходил 19 декабря 1990 г.
в День Николая Чудотворца. «Откупали» обычно только девушки (три или несколько). Выбирали дом
одинокой бедной женщины, стучали в дверь со словами: «Тетка Авдотья, ты дома?» Хозяйка отвечала:
«Дома». Девки: «В хату зайти можно?». Ответ: «Заходитя». Девушки заходили в дом и шел разговор:
- Тётка Авдотья, Рождество скоро, а нам попеть, поплясать, повеселиться негде!
- А мне-то что?
- Может, пустишь в «баню»?
- Э... Чего придумали... Вы насорите... Топить нечем... Да и керосина для лампы нет...
- Тетка Авдотья, а мы придём загодя, всё уберём, лавки расставим... Пусти в «баню»!
- Надо подумать...
- Да что тут думать! Мы и откуп дадим! Что возьмёшь?
- Кажен день - два затопа дров, ведро картохи, лепешку, сала шматок, да хлеба кусок!
- Ой, тётка Авдотья, принесём, всё принесём! Не сомневайся! Наше слово верное! Спасибо тебе, тётка
Авдотья! Так мы на Рождество придём! Спасибо!
- Приходите! Да чтоб пуд гречихи мне остался, дрова, да лепешки! А ещё керосину! Да чтоб убрали всё
потом!
- Хорошо!.. Уберём!.. Принесём!..
Следует отметить существование распространённого правила - дрова и керосин обеспечивают парни,
всё остальное - девушки. Если хозяйка выбранного дома любила молодёжь - пускала в «баню», и сама с
ними веселилась - и в доме уберут, и тепло будет, да ещё и продукты оставят. Собранное во время обхода
домов с христославками несли в «баню», где все вместе угощались.
Часов в пять вечера (иногда в 20.00 часов) все шли по домам ужинать. После ужина пожилые оставались
дома, а молодые шли в «баню» где пели, плясали, играли, веселились до утра (иногда до часа ночи).
Утром 8 января - завтракали дома, старшие занимались домашними делами, молодежь шла на улицу, на
горку. На ужин - домой, после ужина - в «баню». 9 января - то же. Рождество праздновали три дня, в
первый день в «баню» допускались только незамужние и холостые, а во 2 и 3 дни в «баню» шли и