Стр. 6 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

«женатики», и молодухи. Убирали дом каждый день по очереди, девки убирают, парни помогают.
В Рождество принято было ходить в гости, преимущественно к родственникам.
Одним из самых весёлых праздников во время зимних святок был для сельской молодёжи Васильев день
(14 января н. ст.).
Накануне парни и девушки готовились к праздничному действию, которое начиналось ближе к полуночи.
Самыми яркими впечатлениями у информантов были воспоминания о колядках и гаданиях. Парни
(иногда вместе с девушками) готовили костюмы к колядкам, а девушки ждали подходящего момента для
гаданий. В южных и юго-западных районах Калужской области колядовать ходили чаще парни, но
допускались до участия в этих обрядах и девушки (самые боевые и отчаянные). Достаточно часто
встречался обычай «в цыгане ходить». Рядились в соответствующие костюмы: длинные юбки, множество
платков, украшений. Брали с собой «дитя» (полено, спелёнутое, как младенец) и часто не одно.
Привязывали в платок за спину, а когда и в руках носили.
Одно из центральных мест во всём действии занимала фигура «всадник», вокруг которого (часто
пляшущего) и кружился весь «цыганский народец». «Лошадь» для «всадника» изготавливали из дуги или
гнутого коромысла. С одного конца наматывали солому или тряпьё в виде головы, к другому
привязывали «хвост». Часто наблюдалось «переряживание», смена «личины», т. е. девушки, например,
рядились в мужские одежды, «в цыгана», «купцами».
Достаточно широко было распространено использование масок. Маски изготавливали из старых
трикотажных изделий (чаще из маек), прорезали отверстия для глаз и рта, золой рисовали брови,
свёклой - контур губ, сверху одевали шапку, Узнать человека в такой маске было почти невозможно
(способ изготовления нам показала Чеботарёва Нина Григорьевна в деревне Подбужье Хвастовичского
района). Встречались маски, изготовленные из чулок. Встречались нам примеры изготовления масок в
виде домашних животных, даже не совсем масок. Как говорили старожилы сёл - это «рожи», которые
одевались на голову (делался из бумаги или тряпок обод вокруг головы, на который крепились
изображения петухов, овец и т. п.). Ряженые заходили во двор, стучали в дверь дома и спрашивали:
«Хозяева, дозвольте коляду пропеть?». Получали ответ: «Дозволяем!». Колядовщики пропевали колядку
«Ходит Илья на Василья. И де Василька? Кто его зная, и де он бывая!». Затем обязательно пропевались
прославления хозяину, хозяюшке и домочадцам. Желали здоровья, удачи, приплода, доброго урожая.
Иногда колядовщики исполняли «дурашливую» песенку, например:
- возле речки, возле перевоза,
там стояли белые цыгане.
- барыня ты моя, сударыня бровая. И т. п.
Колядовщики выбирали кого-то из домочадцев и заставляли плясать, а потом пели: «Дай сала кусок,
чтобы боров был весок. А не дашь сала кусок, не будет боров твой весок». Колядовщиков одаривали
(«выносили») пирогами, сладостями и пятачками, они отвечали: «Ой, спасибо хозяину (хозяюшке) за
мягкие пирожки!».
В этот же вечер непременно гадали. Девушки - о суженых, взрослые - об урожае. Те гадания, о которых
нам рассказывали, имеют невинный характер.
Например:
1) Девушки брали по лучине и бежали в полночь к колодцу мочить их. Возвратившись, старались лучинки
разжечь, у кого скорее загорится - той первой замуж идти, а девушке, которой не удалось разжечь свою
лучину, суждено в девках пока сидеть.
2) Ходили на перекрёсток дорог «снег полоть», т. е. определять, с какой стороны женихов ждать.
Набирали снег в подол и со словами: «Полю, полю снег в поле, завой, завой, собака, у свёкра во дворе»,
потряхивая подолом, рассыпали снег вокруг себя и слушали, откуда послышится вой собаки - оттуда
жених придёт. Иногда парни подшучивали над гадающими девушками, имитируя голос собаки.
3) Ходили в сумерках к забору, вставали лицом к нему и старались раскинутыми руками обхватить как
можно больше кольев. Потом считали, если четное количество кольев - выйдет девушка замуж, в паре ей
на тот год жить, ну, а нечётное - «одноколкой» весь год быть.