/1.1.1
Народные зимние праздники
Зимние святки
В цикле бытовых славянских праздников особое место занимают зимние святки, всегда широко
праздновавшиеся на Руси. Зимние святки охватывают период с Рождественского сочельника (6 января н.
ст.) по Крещение (19 января н. ст.). Обряды и обычаи этого периода призваны были обеспечить
благополучие в наступающем году (счастье, здоровье, хороший урожай, плодовитость скота и т. п.). Это
период веселья, шуток, игр, гаданий и всевозможных развлечений. Особенно ярко праздничная
атмосфера ощущалась в среде молодёжи.
Основные праздничные дни зимних святок: Рождественский сочельник, Рождество, Васильев День,
Крещенский сочельник, Крещение.
Рассмотрим некоторые бытовые обычаи и обряды зимних святок в Калужской области. Материалы
даются по экспедиционным записям отдела фольклора Калужского областного научно-методического
центра народного творчества 90-х годов ХХ в. Возраст информантов 1922 - 1937 г.г. рождения.
Рождество
Самым строгим был и остаётся торжественный день Рождества Христова.
В былые времена к этому дню готовились заранее. 6 января - в Рождественский сочельник - верующие
говели (не ели пищи животного происхождения, некоторые не употребляли в пищу ничего кроме воды)
от звезды до звезды - от последней звезды, погасшей утром, до первой звезды, загоревшейся на
вечернем небе. День накануне Рождества в отдельных сёлах (Подбужье Хвастовичского района)
называют Коляда (без последующего подтверждения и оправдания самого слова «Коляда»).
В ночь с 6 на 7 января верующие шли в церковь на «всеношную» службу. Служба начиналась около 12
часов ночи, шла до утра. Интересны свидетельства жителей деревень и сёл Хвастовичского района о том,
что люди, стремящиеся испытать свою волю, выдержку и силу, старались всю службу (всю ночь!) стоять
на одном месте.
В эту же ночь часов с двух, иногда с четырёх-пяти утра по домам ходили христославы - группа детей из 2 -
5 человек (иногда 10-15 человек), совершающих обходы домов и прославляющих Христа. Христославов
приглашали в дом, где они славили Христа (тропарь, глас 4; кондак, глас 3), за что хозяева одаривали их
пятачками и пирогами. Христославы были одеты в самые нарядные, красивые одежды. Одним из
интересных было действо с кашей и пивом. Дворы обходила смешанная группа детей (мальчики и
девочки). У старшего мальчика через левую руку перекинуто вышитое полотенце, на котором стоит
глиняный горшок с гречневой кашей, у девочки в руках крынка с пивом. Остальные дети несли зёрна
ржи, пшеницы, гречихи для посыпания. Заходили в дом со словами: «Здравствуйте, хозяева! Поздравляем
вас с Рождеством Христовым! Покушайте нашей кашки, отведайте пива, а мы посыпем вам пшеницы,
чтобы всё родилось-велось, чтоб весь год не перевелось!». Хозяин с хозяйкой пробовали кашу, отпивали
по глотку пива, а дети в это время посыпали зерно («засевали»), приговаривали: «Породи, пшеница,
добрый человек всегда родится!». Примером христославки может быть следующий текст, записанный в