Стр. 43 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

с дочерью шли смотреть дом жениха, где молодые будут жить после свадьбы. Их также принимали,
сажали за стол и договаривались о дне Богомолья.
Богомолье проходило чаще в доме жениха. Отец невесты или жениха перед тем, как сесть за стол,
предлагал всем помолиться перед иконами. После общей молитвы садились за стол «и здесь попьють,
поедять, спросят о приданом и договорятся о дне запоя» (д. Коробки). Очень часто все эти действия
сливались в одно сватовство, на котором сразу и сватают, и молятся Богу, и
*1
Мосальский район, с. Сильковичи. Запой сопровождается иногда «образованием»; иногда бывает без
священника. Запой устраивается в доме невесты. Со стороны жениха собирается на запой от 7 до 15
человек; непременным условием полагается, чтоб число гостей было нечетное. Едут непременно на
лошадях и в несколько подвод, хотя бы это были и соседи между собою. Получают приглашение на запой
и ближние заживные люди; число гостей доходит до 50. Гостей сажают прямо за стол, который убирается
Спас-Деменский район. «Под день свадьбы бывает девичник. Вечером запрягают лошадей и едут в дом
невесты… В некоторых деревнях жениха и его дружину встречают с иконами и хлебом. Вся дружина идет
вслед за отцом невесты к столу, где сидят вокруг стола невеста с товарками. Сосна стоит на столе
увенчанная цветами, лентами и маленькими зажженными свечами – «усхожа на люстру». Товарки поют
песни. Сваты начинают торговаться и выкупать места… Откупили сосну и сняли ее; поставили вино,
закуску; пошла гульба, веселье, заиграла музыка…
Сват, женихов отец, уезжает с девичника и просит себе провожатых; невестин отец назначает
провожатых из своих родных. Приезжают в дом жениха, сажают за стол провожатых и угощают их…К
жениху приезжают перед светом гости и родные, которые будут ему сопутствовать. Ведут жениха
собирать в отдельную холодную комнату. При сборах жениха присутствует сваха и дружко; они одевают
жениха в то белье, которое ему прислала невеста; одевши жениха, сваха и дружко проводят его в хату и
говорят: «Молодой князь, проси в отца с матирью благаславения». Выходит отец с матерью, становятся
среди хаты, держа в руках хлеб и на хлебе икону… Говорит: «Благослови, батюшка! Простите меня!». Они
отвечают: «Бог тибя простить, дитя родное!».
Сажают за стол жениха. Жених садится за стол в шапке; сваха снимает шапку. В особой чашечке
приготовлен хмель и расческа. Сваха берет расческу из чашечки и чешет кудри жениха, обрызгивает его
«три раз» вином и осыпает его хмелем три раза кругом. Дружко выкупает шапку, платит денег, кто на что
согласится. Потом жениха выводят из-за стола. Молятся Богу,
*3
Мосальский район, с. Сильковичи. Каравай пекут на девичнике, предварительно поставив на дежу
(деревянная емкость для теста) четыре свечки. Женихов отец и мать целуются и чокаются стаканами с
вином через дежу, говоря: «Чтоб наши младыи так ладны были, как мы»… Отец на каравай кладет крест.
Как принесут женихов и невестин каравай в церковь, дьячки подымают их, и молодые иногда спорят, чей
каравай выше. Невестин каравай раскроют пополам, ширинкою (отрезок ткани) накроют, половину
отдадут дьякону, а половину матери невесты. В некоторых местах берется к венцу один каравай, с ним
пироги; дорогой едят пироги, а каравай ставят на курчину,
*4
Козельский район. Накануне свадьбы жених приходил к невесте за рубахой, здесь же договаривались о
приезде свадебного поезда, который украшали родственники жениха. «Поезд красивый был. Дуги
украшали рушниками ды лентами, на шею лошади вешали поджерельники (колокольчики). Посредине
дуги ставили елощку с бумажными цвятами» (д. Чернышино, Клюксы).
Первый день. Утро невесты. «Зарань невеста одевается в горемышную одежду:сарахван, и кохту, и
платощек. Подруги невесты готовили для нее место. Становють на лавку, стелють на нее шубу, на пол
ставють плятушку с сеном, в которую невеста становить ноги» (д. Клюксы, Чернышино).
Трогательным моментом было благословение на брак. Оно расценивалось не только как одобрение или