Стр. 32 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

Пасха
Одним из особо почитаемых в нашей Калужской области праздников в народе является Пасха. Пасха -
праздник переходящий. Содержание праздника обширно и многообразно. Празднику предшествует
страстная неделя. Это неделя особо строгого поста. В эти дни страстной («страшной» - бытовое название)
недели жилища, надворные постройки особо тщательно убирают, моют, всё приводится в идеальный
порядок. Пасху празднуют неделю, называется эта неделя «светлой». Всю неделю поют «Христос
воскресе!», совершают обходы домов и полей с иконами. Через неделю - «поставное» воскресенье -
иконы ставят на места в этот день. Ход праздника и основные бытовые обряды в Калужской области
совпадают с общерусскими. Есть интересные моменты в отдельных сёлах. Приведу примеры некоторых
элементов пасхальных обычаев и обрядов, записанных 21 марта 1991 года в селе Березичи Козельского
района Калужской области.
Элементы бытовых пасхальных обрядов, сохранившиеся в с. Березичи Козельского района
Калужской области.
В марте 1991 года сотрудниками отдела фольклора (ныне отдела традиционной культуры) областного
научно-методического центра народного творчества была осуществлена учебная экспедиция со
слушателями областных курсов повышения квалификации работников культуры и искусства в с.Березичи
Козельского района Калужской области. Задачей экспедиции было выяснить: сохранились ли здесь
бытовые народные обряды весеннее-летнего периода.
Статья основана на материалах полевых записей этой экспедиции. На встречу собралось семь местных
жителей - женщин 1922-37 годов рождения. Близилась Пасха, поэтому разговор зашел в первую очередь
о том, как в деревне праздновали Пасху.
К такому большому празднику готовились заранее. Дом и надворные постройки приводили в порядок.
Мыли стены, окна, полы. Семь недель говели, не употребляя в пищу продукты животного
происхождения. В ночь перед Пасхой жители села шли в церковь на службу, надевали самые нарядные
одежды. В церкви исповедовались, причащались, освящали принесенные с собой продукты -
печеный
*1
,
*2
. Творог делали сами, редко кто добавлял сахар, иногда
добавляли молоко, реже сметану. Праздничная служба в храме начиналась вечером и заканчивалась
около четырех часов утра. После службы все отправлялись домой, разговлялись тем, что принесли из
церкви - освященными продуктами, затем ели то, что заранее приготовили.
К Пасхе старались сварить холодец, это считалось праздничным блюдом. Варили его из свиных или
телячьих ножек с добавлением говядины или свинины,
3
.
Разговелись - ложатся отдыхать. Встали - скотину убрали - «тагда гульба, карагоды вадить, песни играть,
так часов с двух.
..»
*4
. Карагодов было два: «Папалам дяревни». В
карагоде участвовали все жители: девки и парни, мужики и бабы,
*5
. Из песен
припомнили только две - «Полоса моя, полосушка» и «Во субботу день ненастный».
На вопрос Натальи Чичикиной (г. Сосенский, Козельский район, руководитель детского фольклорного
ансамбля «Лизавица») - когда и где пели «Христос воскресе» и как христосовались, получили следующие
ответы: «Христос воскресе пели. Это отдельно. И в храме пели, и на деревне пели. Коров гоняли - тоже
начинаем «Христос воскресе». Придешь, бывало, на палдня, это на полдень корову доить... Пастух еще не
пригнал скатину, народ собрался и вот петь пошли... Усю няделю пели... Коровочек выгоняем первый раз,
сами собираемся в кружок и начинаем «Христос воскресе». А христосовались это в любоя время, усю
няделю. Встречается если хороший твой знакомый: Христос воскресе! - Воистину воскресе! И пошли». В
ходе дальнейшей беседы выяснилось, что целовались во время христосования не со всеми, а только с