В различных регионах России к Пасхе ставили качели. В Березичах, как оказалось, ставили двое качелей
(«На этим краю и на том краю качели»). Они представляли из себя стандартные сооружения: по две жерди
внахлест с двух сторон, сверху укладывалась перекладина, все скреплялось надежными веревками. К
перекладине на веревках привязывалась доска с вырезанными по бокам углублениями «штобы ана не
саскакывала». Качели были «большие невозможные», метров по семи высотой. Качались на них сидя по
одному, двое парней раскачивали веревкой.
К Пасхе, как и во всех регионах России, здесь красили куриные яйца. По свидетельству коренных
жителей, теперь все больше красят луком (луковой шелухой), а раньше все красками. Всякие были: синие,
зеленые, малиновые. Краску приобретали в магазинах и покупали у «китайцев», по деревням торговцы
ездили на лошадях (их и называли «китайцами»), продавали они платки, нитки «мулину», краску для яиц и
другие мелочи (ленточки, пуговки и т.д.)
*7
.
С праздника Пасхи начинались повсеместно карагоды и другие развлечения. По свидетельству местных
жителей, одним из самых распространенных и любимых развлечений на пасхальных гуляньях было
катание яиц. Заранее изготавливали желоб из коры дерева длиной примерно с метр. Для того чтобы
желоб стоял с уклоном, под один край подкладывали камешек. Катание яиц по условиям игры не
отличалось от общероссийского варианта. Первый участник «ставил» яйцо, скатив его по желобу. Второй
играющий скатывал яйцо по желобу и смотрел - стукнуло оно по первому или нет, если стукнуло, яйцо
первого игрока забирал, далее все игроки по очереди повторяли эти действия. Катали яйца мужчины, а
женщины в это время предавались другой забаве - игре в лапту. Условия игры полностью повторяют
общероссийский вариант с одним уточнением: в Березичах в лапту играли только женщины (мячики
жители помнят резиновые, размером с большое яблоко, покупали их у тряпичников, точнее выменивали
за тряпки). Большой популярностью у молодежи пользовалась игра «В прятки». Вариант известный, стоит
заострить внимание на формуле, по которой прячущиеся игроки заканчивали игру. Водящий считает до
десяти, закрыв глаза, затем проговаривает: «Я иду искать. Кто не схоронился, я не виноват», бежит искать
спрятавшихся товарищей. Игрок, прибежавший к месту начала игры раньше водящего, выкрикивает:
«Стуки палочки! Сам за себя!» Игра заканчивается, когда водящий отыщет всех игроков.
Большое удовольствие доставили нам рассказы местных жителей про игру «Пролазки». Это аналог
современной игры «В рыбки», когда играющие встают парами в колонну, подняв сцепленные руки, а
оставшийся один «ныряет» спереди, выбирает себе пару (парень - девку, девка - парня) и встает
последней парой; оставшийся игрок водит.
Сопоставляя сведения об играх, записанных в других районах Калужской области, можно сделать вывод
о том, что в селе Березичи бытовали и сохранились традиционные формы повсеместно
распространенных игр «Пролазки», «Лапта», «В прятки».
В завершение необходимо отметить, что в этом селе бытовали и частично сохранились обряды
праздника Пасхи. Хронология обрядовых действий, их суть и содержание соответствуют
общероссийским. На фоне известных фактов и сведений о бытовых пасхальных обрядах в селе Березичи
выделяется игра «Лапта», в которой участвовали только женщины (в остальных записях, сделанных в
разных районах Калужской области, указывали что в этой игре участвовали все желающие, независимо
от пола).