Стр. 133 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

силуэтам и масштабам. Уровень порядка расчленения и организации поверхности позволяет говорить о
так называемом «правильном» орнаменте, с четкой ритмической структурой, орнаменте, который может
быть развит из элементарной клеточки, восстановлен по небольшому фрагменту – ритмично
повторяющимся ромбам. В данном случае в построении орнаментального образа участвуют все
выразительные средства вышивки, в частности цвет и фактура. Добиваясь гармоничности
колористического решения, художница выполняет данную композицию в холодной и теплой цветовой
гамме. Используются различные приемы шитья (выпуклые, плоские, плотные, ажурные), различные по
своей структуре и блеску нити (мулине, шелк, золотая мишура), что ведет к разнообразию вышитой
поверхности и создает особый декоративный эффект.
Анализируя конкретные работы, можно выделить определенную закономерность в создании
геометрической орнаментики в произведениях художницы: укрупнение центрального мотива,
акцентирование его цветом и разнообразными приемами шитья; варьирование центрального мотива в
орнаментальном решении каймы и верхних бордюров. Обыкновенно центрические композиции
соединяются с квадратной поверхностью диванных подушек. Композиции, решенные в виде фриза,
декорируют края полотенец. Эта избирательность в соединении орнамента с определенной
поверхностью придает изделию особую завершенность.
В произведениях М.Н. Гумилевской орнамент, в большинстве случаев, зависит от формы изделия, и его
вариации рождаются той формой, на которой он расположен, а в бытовых вещах еще и функциями,
присущими им. Одинаковые орнаментальные мотивы цветущего дерева в различном предметном
контексте не равны в художественном смысле, их выразительность различна. Так, в парадном полотенце
мотив пышного дерева, выполняя чисто декоративную функцию, акцентирует по традиции нижние части
предмета, не выявляя его утилитарной значимости. Подобного рода изделия не используются в быту, и
являют собой чисто выставочные представительные варианты. В орнаментальном решении скатертей
художница, используя мотив цветущего дерева, пышно развивает формы растительного узора.
Соотнесенностью с конкретной вещью определяется и композиционная структура орнамента:
раппортная трактовка орнамента в прямоугольных частях чередуется с розеткой центрической,
симметричной формы. Орнамент красив за счет использования приемов шитья и разнообразной
фактуры, он предельно выявляет декоративные качества изделия, и в то же время его композиционная
структура, т.е. акцентирование центра, выявляет момент утилитарного использования вещи.
Орнаментальная разработка орнитоморфных мотивов (изображение птиц) в произведениях
М.Н. Гумилевской предполагает либо раппортное решение, либо трехчастную композицию с деревом,
кустом или женской фигурой в центре. Излюбленным образом орнитоморфной орнаментики
произведений художницы является мотив «павы», заимствованный из калужской народной вышивки. В
вышитых изделиях художницы, в частности, в парадном полотенце, он получает название «солнечные
птицы». Стилистическая трактовка образа также имеет свои особенности: увеличивается масштаб
изображения, образ приобретает особую торжественность и важность, перекликаясь тем самым с
фольклорным поэтическим творчеством (походка павиная» - спокойная, полная достоинства, одно из
положительных качеств невесты), это определение часто встречается в народных свадебных песнях.
Антропоморфные мотивы (женская фигура и мужская в виде всадника) в орнаментике произведений
М.Н. Гумилевской, как правило, даются в окружении растительных и геометрических, образуя сложные и
красивые узоры. Процесс трансформации сюжетов архаического типа с антропоморфными
персонажами, заимствованными из народной вышивки, в орнаментальном искусстве художницы
предполагает исключение всякого рода семантического начала и использование мотива в чисто
орнаментальном плане. По этой причине художница, выбирая антропоморфные мотивы для оформления
различных изделий, обращается к раппортному решению орнамента. Повторяемость мотива активно
дематериализует изображение. Одна даже предельно геометризованная женская фигура в орнаменте
воспринимается по преимуществу как женский образ, но множество одинаковых, ритмически
повторенных на поверхности изображений женских фигур или всадников – это уже своеобразные знаки,
символы орнаментальной композиции, организующие поверхность изделия.
В рамках эксперимента и, несомненно, удачного, представляется работа М.Н. Гумилевской над изделиями