Стр. 134 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

с детской тематикой: настенными ковриками, скатертями небольшого размера. Изобразительный мотив,
в данном случае, чаще всего сказочный (зайцы, белочки, цыплята) здесь стилизуется, трансформируется в
двухмерную плоскость. Включение такого рода «подвижных» мотивов в орнамент возможно, но не
специфично для этого рода искусства. Подвижные элементы нарушают целостность орнамента, его
принципиальную связь с оформляемой поверхностью. Но в данном случае художнице удается сохранить
плоскостность, как художественно-стилистический прием создания образной структуры орнамента.
Жесткость орнаментальной сетки, симметрия композиции гасят действенность, прикрепляют склонный к
изобразительному движению мотив к плоскости. В произведениях М.Н. Гумилевской, в орнаментальном
решении которых используются подобного рода мотивы, отразилась и непосредственная
преемственность традиционного мастерства, в частности техника цветной перевити. Но обращение к
новым образам побудило к поискам новых художественных средств: в изделиях, предназначенных для
интерьера детской комнаты, художница отступает от привычного красного фона и располагает вышитые
мотивы на золотисто-коричневом, синем, голубом и других цветных фонах.
В построении орнаментального образа произведений М.Н. Гумилевской участвуют все выразительные
средства вышивки, в частности цвет и фактура шитья. В орнаменте вышивок художницы они в особой
степени подчинены декоративной задаче, т. е. отнесены не только к характеристике определенного
мотива, а, прежде всего, к реальной поверхности, оформляемой узорами. Отсюда – свобода стилизации,
трансформирующей реальную форму, цвет, фактуру вышивки и претворяющей их в предметные качества
орнаментированной вещи. М.Н. Гумилевская – умелый и тонкий колорист. Каждая ее вышивка обладает
собственной цветовой гаммой, своим «цветообразом». В лучших работах художница в равной мере
избегает однообразия и пестроты: теплые тона зачастую сосуществуют с холодными или белыми,
цветовые пятна умело сгармонированы, достаточно точно выверена их светосила. Сохраняя
преемственность с калужской народной вышивкой, М.Н. Гумилевская отдает предпочтение красному
цвету, ведь слово «красный» в русском языке обозначает также «красивый», «прекрасный», «лучший».
Орнаментальный образ вышивок художницы строится на преобладании красного цвета, но оттенки его
достаточно разнообразны, что определяется общим колористическим решением произведения.
Колористический строй вышивок неотделим от фактуры. Художница не просто учитывает специфические
качества различных тканей, она умело пользуется их выразительными возможностями. Создавая узор,
М.Н. Гумилевская одновременно обращается к разнообразным приемам шитья: центральную часть
вышивки отличает обыкновенно более фактурная, «рельефная» проработка, менее важные детали
подузоров прошиваются плоско, иногда ажурно.
Корни образной содержательности орнаментального искусства М.Н. Гумилевской – в серьезности
постановки творческих задач, в способе творческого мышления. Целенаправленность поиска ведет к
тому, что собственно интересный прием, техническая новинка становятся не самоцелью, а, органически
вплетаясь в художественную ткань вышивки, работают на образ, на содержательность произведения как
средство. Для языка вышивки становится характерной особо эмоциональная форма выражения.
Содержание раскрывается через определенный эмоциональный строй произведения. И это очень
важный аспект в построении образной структуры. Он делает современную вышивку своеобразным
«контактным» жанром декоративного искусства. В принципах построения декоративной композиции, в
отборе определенных цветосочетаний, наконец, в самой неповторимости той или иной технической
новации художница находит ту эмоциональную интонацию, посредством которой раскрывается мир ее
чувств и мыслей. Вглядываясь в оттенки цвета, ритмический бег лаконичного узора, фактурное богатство
вышивки, мы открываем для себя духовный мир создателя орнамента – народного художника.
Внимательное, бережное отношение к народной художественной традиции помогло М.Н. Гумилевской
постичь основы народной художественной культуры и выработать свою систему образной структуры
вышивки, принципы создания орнаментальной композиции. Фольклорная традиция синтезируется здесь
с традицией профессионального искусства, а это создает уже иной уровень развития народного
художественного творчества. Творческое наследие М.Н. Гумилевской представляет собой достаточно
сложное и многогранное художественное явление, сформировавшееся на соединении коллективной
традиции и индивидуального профессионального мастерства, что и определяет его место в
пространстве отечественной культуры.