Стр. 132 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

/ Изделие с детской тематикой
/ Работа М.Н. Гумилевской
форме, конструкции, назначению: элементы женского
костюма, скатерти, декоративные панно, диванные
подушки, занавесы, коврики, полотенца. Художнице
принадлежит инициатива по созданию парадных, богато
декорированных полотенец с надписями, по старинному
русскому обычаю для поднесения хлеба-соли. Такие
изделия вышиваются вручную. Руки мастера постоянно
соприкасаются с орнаментированной тканью. Создание
вышивки истинно рукотворный процесс, в котором
органична нерасторжимая связь ремесла и искусства.
Вышивая надписи на полотенцах, М.Н. Гумилевская
продолжает народную традицию, когда праздничные
рушники украшались текстом пословиц и поговорок.
Орнаментальный образ вышивок М.Н. Гумилевской
включает мотивы, традиционные для калужских
«вырезов»: геометрические узоры (ромб с вариациями,
солярные знаки), архаические мотивы женской фигуры,
коня, птицы-павы, петуха, древа жизни и др. В
творчестве художницы эти мотивы претерпевают
различного рода трансформацию. Они в достаточной
степени переосмыслены, архаические отголоски в них
слились с образами окружающей природы, с мотивами
народных песен, сказаний, обычаев и обрядов. В
произведениях М.Н. Гумилевской орнамент реализуется
на чисто эстетическом уровне. Традиционные
орнаментальные мотивы, происходящие из калужской
народной вышивки, полностью утрачивают связь с
архаическим прообразом, тяготеют к
изобразительности, бытовым элементам и
превращаются в узор, красивый декоративный рисунок.
Особое место в вышивках художницы занимает
геометрический орнамент. Он всегда строго соотнесен с
определенной поверхностью оформляемого изделия,
(диванной подушки, полотенца, скатерти), явно
преобладает. Кроме геометрического орнамента в его
«чистом» виде, в вышивках М.Н. Гумилевской выражено
стремление к геометризации других мотивов. И в этом
проявляется развитие традиций орнаментального
искусства калужских народных мастеров, в творчестве
которых геометрический стиль, как формообразующий
элемент, оставался ведущим.
Беря за основу геометрические мотивы калужской
народной вышивки, трансформируя их в определенном
произведении с четкой ориентацией на технику цветной
перевити, фактуру ткани, ниток, ритмически организуя
орнамент, художница создает своеобразную
орнаментальную структуру поверхности оформляемого
конкретного изделия. В орнаменте серии вышивок
диванных подушек вся композиция строится из ромбов
различных очертаний. Середина подушки заполнена
двумя видами ромбических фигур, чередующихся между
собой в шахматном порядке, хорошо подобранных по