/ Антропоморфные мотивы в вышивке
рисунками – эскизами для вышивок, обучала технике
перевити новых мастериц. Свой богатый практический
опыт, интересные технические новации в области
вышивки перевитью М.Н. Гумилевская в дальнейшем
обобщила в книге «Строчка и вышивка», которая явилась
ценным пособием для мастериц-вышивальщиц. Она
постоянно заботилась о высоком профессиональном
уровне изделий и по этой причине поддерживала
творческие контакты с Научно-исследовательским
институтом художественной промышленности (НИИХП).
В частности, при работе над вышивкой детских и
женских платьев М.Н. Гумилевская пользовалась
моделями, разработанными в институте. З.Д. Кашкарова,
заведующая строчевышивальной лабораторией НИИХП,
долгое время являлась художественным консультантом
М.Н. Гумилевской во всех ее творческих начинаниях.
В своей творческой деятельности М.Н. Гумилевская
постоянно обращалась к народному искусству. Она
целенаправленно собирала коллекцию образцов
калужской народной вышивки в основном в виде
копий-зашивок, часто бывала в деревнях, делала там
наброски с народных узоров, с которых потом
выполняла копии-зашивки. При сборе материала по
народной вышивке М.Н. Гумилевская неоднократно
пользовалась советами М.Е. Шереметевой, этнографа из
Калуги, серьезного, профессионального исследователя
народного искусства Калужского края. До 1972 года
М.Н. Гумилевская являлась бессменным
художественным руководителем фабрики. Ее творчество
– большой и плодотворный этап в деятельности
Тарусской фабрики художественной вышивки, которая в
августе 1999 года была преобразована в ЗАО НХП
«Тарусская вышивка имени М.Н. Гумилевской».
Орнаментальное искусство Гумилевской – искусство
нового времени, но сформировалось оно в кругу
народного искусства и непосредственно продолжило
его традиции, выявило и развило его устойчивые
тенденции. Отсюда – органичность образов, созданных
М.Н. Гумилевской. В работах художницы мы наблюдаем
творческое использование традиционных мотивов
калужского народного шитья в новых декоративных
композициях, создаваемых на основе преемственности
и развития техники цветной и белой перевити. В
народном искусстве вышивки в характеристике
орнамента торжествовала двухмерность, подчиняясь
плоскостному принципу решения, но это вытекало из
наивного видения, исходило из своеобразия
крестьянского мировоззрения. М.Н. Гумилевская
сохраняет эту плоскостность уже как чисто
художественно-стилистический прием и оценивает ее
как один из существенных принципов художественного
декоративного решения. Изделия, украшенные
вышивками М.Н. Гумилевской, самые разнообразные по