/4.8.1
Хранители традиционной
народной культуры: М.Н. Гумилевская
/ Орнаментальные разработки М.Н. Гумилевской
Творческое наследие Маргариты Николаевны
Гумилевской (1895-1985), заслуженного деятеля искусств
РСФСР, художника народных промыслов, представляет
собой яркий образец развития традиций калужской
народной вышивки и занимает особое место в
пространстве народной художественной культуры.
Приобщение М.Н. Гумилевской к творчеству народных
мастеров произошло при участии М.Ф. Якунчиковой и
Н.Я. Давыдовой. С ними М.Н. Гумилевская познакомилась
в 1919 году в Тарусе. Блестящие знатоки и исследователи
народного художественного творчества, Н.Я. Давыдова и
М.Ф. Якунчикова были первыми наставниками
М.Н. Гумилевской. При их непосредственном участии в
Тарусе была основана артель вышивальщиц, где
выполнялись изделия с вышивкой цветной перевитью,
наиболее характерной для центральных и восточных
уездов Калужской губернии. К работе в артели была
привлечена и М.Н. Гумилевская. Именно тогда и
началось ее удивительное «погружение» в стихию
народного творчества. Вместе с другими художницами
артели М.Н. Гумилевская ездила по калужским селам и
собирала образцы калужской вышивки. В освоении
шитья цветной перевитью, в частности в создании
копий-зашивок, ей большую помощь оказала
учительница из села Истомина близ Тарусы
В.Д. Молчанова, одна из немногих знавшая эту технику
вышивания. Первой работой М.Н. Гумилевской для
артели была дорожка из крестьянского холста, на
которой она вышила льняными нитками фигурки
петухов. В дальнейшем, благодаря своему таланту,
М.Н. Гумилевская выполняла в артели наиболее
ответственные заказы, а спустя некоторое время, стала
уже обучать других мастеров технике перевити.
В декабре 1924 года М.Н. Гумилевская произвела в
Калуге официальную регистрацию артели. В 1930-е годы
М.Н. Гумилевская осуществляла большую творческую и
организаторскую работу по развитию артели:
подыскивала помещение для мастерской, выдавала
сырье, принимала готовые изделия, проводила
техническое нормирование и обеспечивала работниц