Америку, Японию.
В 1964 году артель преобразуется в Тарусскую фабрику художественной вышивки (ТФХВ). Вводятся новые
технологии, в частности машинная строчка. При этом сохраняется практика ручной перевити для
изготовления отдельных заказов и выставочных произведений. 22 февраля 1971 года Художественным
Советом при Главном управлении народных художественных промыслов продукция фабрики была
отнесена к изделиям народных художественных промыслов. В 1980-е годы на Тарусской фабрике
художественной вышивки сложился сильный по своему профессиональному уровню коллектив
модельеров, художников, мастеров, ведущих работу одновременно во многих направлениях. Традицию
создания богато украшенных перевитью выставочных полотенец развивают в своем творчестве
художница А. Демченко, М. Звездарева, Н. Блохина, М. Обыденкина. Модели женского костюма, –
повседневного и праздничного, – созданные Н.Зайцевой и А. Веселовым, декорируются традиционной
калужской перевитью. Традиционная калужская перевить, украшающая современную одежду, получила
известность во многих странах под названием «тарусская вышивка».
В 2002 году фабрика была преобразована в ООО НХП «Тарусская вышивка». Работы тарусских мастериц
хорошо знают, они востребованы в России и за рубежом. Продукция фабрики многократно
экспонировалась на различных престижных выставках. Получала дипломы и медали. Профессиональный
коллектив модельеров, художников, мастеров фабрики бережно относится к традиции, понимая ее как
живое развивающееся явление и, видоизменяя, сохраняет ее лучшие стороны. Именно это и создает
основу полноценной деятельности подобных предприятий в системе народной художественной
культуры. Фольклорная традиция синтезируется здесь с творческим потенциалом профессионального
искусства и продолжает свое развитие в новых социальных условиях.
По историческим источникам известно, что еще в XVIII-XIX вв. в Тарусском уезде работали кустари –
гончары, которые изготавливали бытовую керамику – изразцы, посуду, игрушку ручной работы.
Керамическое производство в Тарусе было основано в 1974 году как «Тарусский Экспериментальный
Завод НИИ Художественной промышленности» при Министерстве местной промышленности. Это было
связано с возрождением народных художественных промыслов в России. Организацией производства
занимались ведущие технологи и художники НИИХП, которые определили стиль Тарусской керамики.
В настоящее время на ООО «НХП Тарусский художник» работают самодеятельные мастера и
профессиональные художники – выпускники Мухинского, Абрамцевского, Кунгурского художественных
училищ. Традиционными направлениями производства являются изготовление кашпо для цветов,
художественных ваз, сувениров, гончарных бытовых изделий (глазурованная и терракотовая посуда).
Керамические изделия изготавливаются из красножгучих глин. Художники и мастера в своей
деятельности ориентируются на классические гончарные технологии. Отдельный комплекс
производства составляют изделия, имеющие статус произведений народных художественных
промыслов. Они выполнены в лучших традициях народного творчества и с использованием
современных технологий.
Можно выделить бытовую терракотовую керамику (серии банок для хранения «Хозяюшка», горшочков
«Хатка», «Аппетитный», «Домашний», кувшинов «Деревенский», сливочники, миски, плошки, тарелки,
кружки, квасники, блинницы). Бытовая терракотовая керамика тарусских художников разнообразием
форм и теплым охристым цветом производит особый архаизирующий эффект и напоминает бытовую
крестьянскую керамику. Изысканны по форме, цвету декоративные вазы с ручной росписью и сюжетные
расписные панно.
В лучших изделиях тарусских керамистов органично сочетаются утилитарная и декоративная функции,
что в целом было всегда присуще изделиям народных мастеров.
Деятельность НХП «Тарусская вышивка» и НХП «Тарусский художник» представляет одну из форм
бытования калужского народного искусства как промысла, организованного в мастерские с
производственным оснащением, механизацией подсобных работ, с участием профессионально
подготовленных художников. По своей сути это местные традиционные художественные производства. В