производимой ими продукции используются традиционные материалы и технология, сохраняется
общность традиционных стилевых принципов выпускаемых изделий, а процесс творчества определяется
коллективной основой, общей художественно-производственной системой. В данной ситуации
промышленная система планирования, опирающаяся на количественный показатель, распространяемая
на традиционные промыслы, вступает в противоречие с ручным трудом и коллективностью творчества в
народном искусстве, в котором художественный образ реализуется в многочисленных вариациях, а не в
копировании на уровне эталона. В поддержании и сохранении творческой основы производства велика
и значительна роль ведущих художников, как это было на Тарусской фабрике художественной вышивки в
период деятельности М.Н. Гумилевской. Вступая в творческое содружество с народным мастером,
художник принимает школу народного мастерства. Но соединение коллективной традиции и
индивидуального профессионального творчества чрезвычайно сложный и многообразный процесс.
Художники, развивающие в своем работах традиции калужского народного искусства, должны всегда
помнить о доминанте коллективного начала в народном творчестве, которое проявляется очень
многогранно: и в том, как создается народное произведение, и в самих принципах творчества как
процесса, и в структуре художественного образа как результата.
С.И. Личенко, заведующая научно-экспозиционным отделом Калужского областного
художественного музея кандидат искусствоведения, Заслуженный работник культуры РФ