Стр. 126 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

/4.8
Калужские художественные
промыслы.
НХП «Тарусская вышивка»,
НХП «Тарусский художник»
Калужские народные художественные промыслы в своей деятельности ориентируются на
традиции народной художественной культуры. XX-XXI вв. практически предлагают нам произведения
традиционных художественных промыслов, изделия которых активно позиционируются в современном
социокультурном контексте.
Под традиционными художественными промыслами (производствами) XX-XXI вв. понимаются центры
художественно-ремесленной культуры, деятельность которых основана на аутентичных художественных
традициях, традиционной технологии и преимущественно ручном способе изготовления предметов
бытового или декоративного назначения. Художественная продукция традиционных художественных
промыслов активно экспонируется на выставках, реализуется на ярмарках, входит в нашу жизнь,
формирует наши вкусовые пристрастия. И профессионалы, и любители общаются практически с
произведениями т.н. посттрадиционной культуры. По сути, это модификации традиционной культуры –
ее фольклора, ремесел, обрядов, символики (т.н. художественный продукт). Они начинают
функционировать и развиваться в условиях нового динамического общества, где, в отличие от общества
традиционного, действует не одна всеобщая система ценностей и опыта, а многочисленные
художественные системы, с которыми формы традиционной художественной культуры вступают в
отношения взаимодействия. Изменились исторические условия, но сохраняются формы традиционной
культуры, взаимодействующие с новыми ценностями, с господствующими материальными и
художественными системами.
В культурном пространстве Калужского края наиболее известны своей продукцией, в большем своем
комплексе соответствующей статусу изделий народных художественных промыслов, НХП «Тарусская
вышивка» и НХП «Тарусский художник». Каждое из предприятий имеет свою историю, а их
художественная продукция пользуется большим успехом, как в России, так и за рубежом.
Тарусская фабрика художественной вышивки была основана как артель вышивальщиц известнейшими
специалистами по народным художественным промыслам Н.Я. Давыдовой и М.Ф. Якунчиковой при
активном участии М.Н. Гумилевской (1895-1985), которая в 1924 году официально зарегистрировала
артель. Целью организации артели было укрепление и развитие народного искусства вышивки.
Возникновение и развитие артели по времени совпало с аналогичными процессами в других российских
регионах. В 1920-е – 1930-е годы повсеместно на территории России происходит становление артелей,
строительство первых общественных мастерских.
В первый надомный период существования в артели работали 30 - 40 человек, сырьем для мастериц
служили крестьянский холст, цветная редина, нитки для вышивания употреблялись в основном льняные.
Ассортимент составляли скатерти, дорожки, вышитые платья, рубахи народного кроя, женские
кафтанчики-шушуны, вышивки на шелке. Образцы узоров собирали у народных мастериц в окрестных
деревнях. В вышивке использовались традиционные мотивы калужской народной вышивки –
геометрические, растительные, зооморфные, антропоморфные, – работали в традиционной технике –
цветной и белой перевити. В 1930-е годы артель переходит на фабричные полотна, более
разнообразным становится ассортимент. С конца 1930-х годов изделия тарусских мастериц
производились уже для экспорта. Продукция артели поставлялась во Францию, Бельгию, Англию,