Заседание Коллегии Министерства регионального развития24 апреля в Москве состоялось расширенное заседание Коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации под председательством Главы Минрегиона РФ Виктора Басаргина.
На заседании рассматривались итоги работы министерства в 2008-м и основные направления деятельности в 2009-м годах. В настоящее время государственное регулирование строительной отрасли на федеральном уровне осуществляется несколькими федеральными органами исполнительной власти, основным из которых является Министерство регионального развития Российской Федерации. Выработка и реализация государственной политики Минрегионом России осуществляется по нескольким направлениям. Одним из важнейших направлений является сметное нормирование и ценообразование в строительстве. Основная задача в этой сфере регулирования – ввести в правовые рамки существующую систему сметного нормирования в строительстве, предназначенную для определения стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, одновременно актуализировав ее и создав новые инструменты для определения объективной сметной стоимости строительства, в том числе на ранних стадиях инвестиционно-строительного процесса. Основной проблемой действующей системы сметного нормирования является ее неопределенный статус. С одной стороны, разрабатывались и утверждались различные сметные нормативы. При проведении проверки сметной стоимости строительства они принимались органами государственной экспертизы, Минфином России и Минэкономразвития России. С другой стороны, как это ни парадоксально, ни в одном нормативном документе не было сказано о том, что они в обязательном порядке должны использоваться. Даже в отношении бюджетных объектов. Вопрос совершенствования механизмов ценообразования, концепции ценообразования в строительстве неоднократно рассматривался на различных совещаниях, в том числе у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака в 2007–2008 годах. При этом рассматривались альтернативные варианты проекта концепции. На их основе был подготовлен согласованный вариант, в соответствии с которым в настоящее время ведется работа в данной сфере.
Основные концептуальные положения системы сметного нормирования и ценообразования заложены в приказе Минрегиона России от 11 апреля 2008 г. №44 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности». Издание данного приказа стало возможным только после внесения соответствующих поправок в Положение о Министерстве регионального развития РФ. В своем докладе Министр регионального развития Российской Федерации Виктор Федорович Басаргин остановился на данных направлениях деятельности Министерства в 2008 году. В 2008 году Минрегионом России была начата работа по актуализации государственных сметных нормативов на строительные, специальные строительные, и ремонтно-строительные работы, по результатам которой были сформированы и утверждены 132 сборника государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок.
Сборники государственных элементных норм и федеральных единичных расценок на монтажные и пусконаладочные работы в количестве 100 сборников предполагается утвердить в первом полугодии 2009 года. Министерством организована также работа по разработке и утверждению справочников базисных цен на проектные работы для строительства, завершение которой планируется в 2009 году. Территориальные единичные расценки (ТЕР-2001) разрабатываются региональными органами по ценообразованию. В соответствии с приказом Минрегиона России от 11 апреля 2008 г. №44 сборники территориальных единичных расценок, рассмотренные и согласованные Минрегионом России, регистрируются в установленном порядке и вносятся в реестр действующих сметных нормативов. Зарегистрированные и включенные в реестр сборники ТЕР-2001 могут быть использованы для определения стоимости строительства объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Процедура согласования и регистрации сборников ТЕР-2001 предусматривает рассмотрение элементной части указанных сборников на предмет их соответствия утвержденным на федеральном уровне государственным сметным нормативам. К Отраслевым сметным нормам и единичным расценкам (ОЕР-2001) относятся сборники, утверждаемые в порядке, установленном отраслевыми министерствами и крупными предприятиями – монополистами в данной отрасли. При этом они по аналогии с территориальными сметными нормативами должны пройти процедуру согласования и регистрации и лишь после этого также будут включены в реестр действующих сметных нормативов. К индивидуальным сметным нормативам относятся нормативы, предназначенные для отдельного объекта (стройки), разрабатываемые по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, отсутствующим или отличным от технологий, учтенных действующими государственными сметными нормативами.
Данная работа Министерством проводится на основании данных ФГУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», ОАО «ПНИИС», региональных органов по ценообразованию в строительстве о динамике изменения стоимости строительных ресурсов (оплате труда рабочих строителей, стоимости эксплуатации машин и механизмов, стоимости строительных материалов). Минрегионом России ежеквартально сообщаются рекомендуемые индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости технологического оборудования. Указанные индексы предназначены для укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом, формирования начальной цены при подготовке конкурсной документации и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Указанные индексы используются органами государственной экспертизы, государственными заказчиками, инвесторами.
Меры по совершенствованию системы сметных нормативов. Учитывая, что действующие в настоящее время сметные нормативы разрабатывались на основе нормативов, разработанных в период плановой экономики СССР 1984 и 1991 годов, а также с учетом изменившегося в последнее время законодательства в градостроительной и экономической сферах, требуется значительная переработка нормативно-методических документов по ценообразованию в строительстве, а также соответствующих форм статистической отчетности, в том числе КС-2 и КС-3. Основными мерами при этом являются:
В результате реализации указанных мер по реформированию системы ценообразования в строительстве возможно будет реализовать схему определения стоимости строительства на различных этапах инвестиционно-строительного процесса, позволяющую реализовать положения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
______________________________
Дата изменения: 12.03.2018 17:51 |