Разговор с психологом ГБУЗ КО «Калужская областная психиатрическая больница им. А.Е.Лифшица» Отделение психологической реабилитации «Держите стресс под контролем» Калуга 2022 Рекомендации по предотвращению негативных психологических последствий эпидемии и событий, происходящих в мире (военные действия, международные конфликты, стихийные бедствия и т. д.) и стратегии по развитию стрессоустойчивости разработали клинические психологи Отделения психологической реабилитации ГБУЗ «Калужская областная психиатрическая больница им. А. Е. Лифшица». В современном мире стремительно меняющихся жизненных ценностей мы наиболее интенсивно сталкиваемся с различными стрессорами. Одним из них является COVID – 19. Для многих людей нынешняя пандемия короновируса стала причиной тяжёлого эмоционального стресса. Факторы, влияющие на психическое здоровье людей в период пандемии: неопределённость, серьёзность заболевания, дезинформация, социальная изоляция, экономические последствия пандемии и их влияние на благосостояние. К группам с высоким риском неблагоприятных последствий для психического здоровья относятся следующие категории граждан: § Пациенты с COVID – 19 и их семьи; § Лица с существующей физической или психиатрической заболеваемостью; § Пожилые люди; § Бездомные; § Трудящиеся - мигранты; § Беременные женщины § Работники здравоохранения. Не менее важным стрессором, оказывающим высокую эмоциональную нагрузку на психику человека являются события, происходящие в мире, например, такие как военные действия, международные конфликты, стихийные бедствия и т.д. Факторы, влияющие на психическое здоровье людей в эти периоды: беспокойство за себя и своих близких, потеря своих родных, не понимание происходящего, отсутствие достоверной информации, неопределённость и неуверенность в будущем. К группам с высоким риском неблагоприятных последствий для психического здоровья относятся следующие категории граждан: · сами участники боевых действий; · родственники участников боевых действий; · население, находящиеся на территории происходящих событий; · работники здравоохранения; · женщины, дети, пожилые люди. Независимо от типа стрессора, наш организм в процессе эволюции научился реагировать на стрессоры мгновенным изменением психологического состояния, повышением скорости деятельности и приливом сил. Результат стрессовой реакции, которая становится хронической или затяжной – различные заболевания. Стресс – это длительная системная (психологическая и гормональная) реакция организма на жизненные ситуации, которые человек считает угрожающими своему организму и не видит возможности для их быстрого разрешения. Виды стресса. v Физиологический; v Психологический; v Эмоциональный; v Информационный. Физиологический стресс. Эустресс – стресс полезный, так как вызывает мобилизацию организма, поднимает жизненный тонус, даёт нам возможность для самореализации. Дистресс – это вредоносный стресс, связанный с отрицательными переживаниями и приводящий к развитию психосоматических изменений. Информационный стресс. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных нагрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе, особенно при высокой степени ответственности за последствия этих решений. Информационный стресс сопровождается: Ø Повышением умственных нагрузок и рабочего напряжения; Ø Беспокойством; Ø Раздражительностью, нервозностью; Ø Снижением настроения и повышенной утомляемостью; Ø Невротическими реакциями, реакцией гнева; Ø Состоянием тревоги, подавленности. Эмоциональный стресс. Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном и многократно повторяющимся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма разлаживаться. Эмоциональный стресс возникает под влиянием эмоций страха, печали, гнева, тревоги. При этом провоцирующим фактором являются именно чрезмерные эмоции, а не стрессовая ситуация их вызвавшая. Признаки стрессового напряжения · Невозможность сосредоточится на чём – то; · Слишком частые ошибки в работе; · Ухудшение памяти; · Слишком часто возникает чувство усталости; · Ускоренная речь; · Мысли часто «улетучиваются; · Часто появляются боли (голова, спина, область эпигастрия); · Повышенная возбудимость; · Потеря чувства юмора; · Пропадает аппетит, потеря вкуса к еде; · Пристрастия к алкогольным напиткам. Три стадии реакции организма на стрессовую ситуацию: Фаза 1: Реакция тревоги. В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температура), может наступить смерть. Фаза 2: Стадия сопротивления. Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, в организме зарождается сопротивление. Признаки реакции тревоги в организме практически исчезают. Сопротивление становится выше нормы. Фаза 3: Стадия истощения. В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить, и индивид умирает. Стратегии по развитию стрессоустйчивого поведения. Существует множество стратегий по развитию стрессоустойчивого поведения. Давайте рассмотрим три основные, которыми может воспользоваться человек самостоятельно: Стратегия саморегуляции. Самомониторинг, как базисная техника саморегуляции. Стратегия релаксации. 1. Саморегуляция - это способность личности, самостоятельно планировать и реализовывать свою действительность, т.е. строить планы и достигать их, проводить грамотный анализ и оценку полученных результатов, выбирать методы для достижения поставленных целей. Это определение саморегуляции в психологии. В ситуации стресса кроме поведенческого компонента, о котором говорится в определении, большую роль играют способности произвольно регулировать эмоциональное и психофизиологическое состояние, мыслительные процессы и физические действия. 2. Самоманиторинг - базовая техника саморегуляции. Цель самомониторинга состоит в выявлении и произвольном преодолении эмоциональных состояний, возникающих в ситуации стресса. Человеку необходимо самому распознать появившуюся эмоцию, проанализировать ее возникновение и справиться с ней, а не подавить или перенаправить. 3. Релаксация как ещё один способ развития стрессоустойчивости. Релаксация — уменьшение напряжения, ослабление — это состояние, которое возникает у человека в ходе снятия напряжения, выражающееся в виде покоя и расслабления. Способы регуляции эмоций. - Эмоциональное отреагирование. Переживаемая эмоция осознается и отражается в какой-либо деятельности, которая направлена на разрешение проблемы. Разрядка эмоции происходит через физический или вербальный путь. Эмоциональное реагирование позволяет снизить действие негативных эмоций и является положительным методом саморегуляции. Это может проявляться через гнев, плач, словесную окраску эмоций и другое. - Моторная регуляция, физическая разрядка. Чтобы снизить уровень эмоционального переживания, включается физическая активность, которая представляет собой быстрые интенсивные движения. Преодоление стресса сделает вас и людей, за которых вы несёте ответственность, а значит и всё общество сильнее. Приложение
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
|
№ |
Жизненные события |
Баллы |
1. |
Смерть супруга (супруги). |
100 |
2. |
Развод. |
73 |
3. |
Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером. |
65 |
4. |
Тюремное заключение. |
63 |
5. |
Смерть близкого члена семьи» |
63 |
6. |
Травма или болезнь. |
53 |
7. |
Женитьба, свадьба. |
50 |
8. |
Увольнение с работы. |
47 |
9. |
Примирение супругов. |
45 |
10. |
Уход на пенсию. |
45 |
11. |
Изменение в состоянии здоровья членов семьи. |
44 |
12. |
Беременность партнерши. |
40 |
13. |
Сексуальные проблемы. |
39 |
14. |
Появление нового члена семьи, рождение ребенка. |
39 |
15. |
Реорганизация на работе. |
39 |
16. |
Изменение финансового положения. |
38 |
17. |
Смерть близкого друга. |
37 |
18. |
Изменение профессиональной ориентации, смена места работы. |
36 |
19. |
Усиление конфликтности отношений с супругом. |
35 |
20. |
Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома). |
31 |
21. |
Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги. |
30 |
22. |
Изменение должности, повышение служебной ответственности. |
29 |
23. |
Сын или дочь покидают дом. |
29 |
24. |
Проблемы с родственниками мужа (жены). |
29 |
25. |
Выдающееся личное достижение, успех. |
28 |
26. |
Супруг бросает работу (или приступает к работе). |
26 |
27. |
Начало или окончание обучениям учебном заведении. |
26 |
28. |
Изменение условий жизни. |
25 |
29. |
Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения. |
24 |
30. |
Проблемы с начальством, конфликты. |
23 |
31. |
Изменение условий или часов работы. |
20 |
32. |
Перемена места жительства. |
20 |
33. |
Смена места обучения. |
20 |
34. |
Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска. |
19 |
36. |
Изменение привычек, связанных с вероисповеданием. |
19 |
36. |
Изменение социальной активности. |
18 |
37. |
Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора). |
17 |
38. |
Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна. |
16 |
39. |
Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи. |
15 ' |
40. |
Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.). |
15 |
41. |
Отпуск. |
13 |
42. |
Рождество, встреча Нового года, день рождения. |
12 |
43. |
Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения). |
11 |
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте — среднее количество баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.
Итоговая сумма определяет одновременно и степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов — это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение — она выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки.
Для наглядности приводим сравнительную таблицу стрессовых характеристик.
Общая сумма баллов |
Степень сопротивляемости стрессу |
150-199 |
Высокая |
200-299 |
Пороговая |
300 и более |
Низкая (ранимость) |
Если, к примеру, сумма баллов – свыше 300, это означает реальную опасность, т. е. вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного истощения.
Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину своего стресса. И тогда вы поймете, что не отдельные, вроде бы незначительные события в вашей жизни явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.
Рекомендации составлены под редакцией главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения Калужской области, заведующей отделением психологической реабилитации ГБУЗ КО «КОПБ им. А. Е. Лифшица», медицинского психолога высшей категории Немолякиной Н. М.
Пожалуйста, отнеситесь к себе с заботой и ответственностью, прислушайтесь к нашим рекомендациям и постарайтесь использовать их для себя.
Программа профилактика суицида среди детей и подростков
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ НА ТЕМУ: «ПРИЧИНЫ, МОТИВЫ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
Так же вопрос можно задать лично на электронную почту psykopb@bk.ru
Дата изменения: 29.01.2024 13:10