/ Изразец печной. Вторая половина XVIII в. Калуга
/ Изразец для украшения фасада. 1690-е гг. Москва
классицизма. Для зеркала печи был характерен общий
рисунок, выполненный кобальтом, на белом фоне: вазы,
корзины с цветами, гирлянды. Подобные печи
создавались и в первой половине XIX в., такие как печь в
доме на ул. Пушкина, 17.
Из документов, хранящихся в Государственном архиве
Калужской области, следует, что в 1785 г. в Калуге
работали 10 изразечных заводов, среди них купеческой
жены П.П. Кушинниковой, мещанской жены
Д.Д. Свешниковой, купца Ф.И. Рыжова.
В первой половине XIX в. выпускались печные наборы с
написанными кобальтом отдельными цветами или
вазами на каждом изразце. Создавались такие печи на
кафельном производстве Н.Чекина.
К середине XIX в. затухает искусство художественного
изразца. Появились более дешевые печные наборы,
рассчитанные на массового потребителя. Роспись на них
приобретала все более упрощенный характер, а потом
исчезла вообще. Эти изразцы вытеснила фабричная
продукция, хорошего качества, но утратившая
самобытность рисунка. Художественные изразцовые
печи становились редкостью, выполнялись по заказам. В
Калуге были распространены печи с ковровым
многоцветным орнаментом, на кафлях изображались
корзинка с цветами, елочка, дубок, лимончик,
коричневые или желтые плоды шиповника и другие.
Подобные рисунки на печах других центров не
встречаются.
Печи конца XIX – начала XX вв. поставляются в Калугу из
других центров. Печные наборы с гладкими
неорнаментированными изразцами включали клеймо с
сюжетной росписью, с рельефной рамкой. Часто они
делались по немецким образцам.
В начале XX в. в Калуге действуют три кафельных завода.
В 1902 г. – заводы мещанки С.И.Ланеевой и мещанина
М.И.Свечникова, в 1912 г. – завод Кувшинникова.
Т.М. Хохлова, зам. директора Калужского областного
краеведческого музея по фондовой работе