Стр. 91 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

/ Изразец печной. Вторая половина XVIII в. Калуга
/ Изразцы печные. Вторая половина XVIII в. Калуга
/ Изразцы печные. Первая половина XIX в. Калуга
отверстиями для крепления изразца. Муравленые
изразцы так же изготавливались с новой румпой. В
Калуге изготовлялись поясковые изразцы из глины
светло-желтоватого цвета, с профилированной лицевой
стороной, украшенной стилизованным криновидным
орнаментом, символизирующим возрождающуюся и
умирающую природу. Эти изразцы украшали церковь
Георгия-на – Воробьевке. Изразцовое украшение печей
стало более богатым, печи представляли собой сложное
архитектурное многоярусное сооружение.
Изразцы использовались не только для печного набора,
но и для орнаментации фасадов зданий. Церковь
Георгия-на – Воробьевке украшало клеймо из 4
изразцов с изображением двуглавого орла 1690-х гг.
московского производства.
В XVIII веке появляются новые типы изразцов, среди
которых наиболее заметное место занимают гладкие
расписные. Первые расписные изразцы были привезены
из Голландии, и скоро их производство было налажено в
России. Для них характерно обилие сюжетов, часто они
имеют сопроводительные надписи. Печи были
рассчитаны на внимательное рассматривание.
Отдельные изразцы объединялись общими
орнаментальными мотивами и цветовой гаммой.
Обычно на белом фоне располагался синий или
коричневый и зеленый рисунок. Такие изразцы
использовались только для оформления печей. Наряду с
этими изделиями выпускались и рельефно-
полихромные изразцы, близкие к изразцам XVII века.
Они использовались для украшения фасадов.
В начале XVIII века рельеф печных изразцов становится
более плоским, появились новые изображения:
медальоны, геральдические щиты, примитивная
роспись, которая позже перешла в сюжетную. Во второй
половине XVIII века изготовлялись изразцы с ковровым
и раппортным орнаментом. В Калуге производились
изразцы с характерным орнаментом: на белом фоне
кобальтом или зеленой с синей эмалями изображена
птица, клюющая цветок, в пышном барочном
обрамлении. Эти кафли были в основном фигурными. На
гладких кафлях были изображены сюжетные сценки или
фрукты в таком же пышном обрамлении.
Создавались по-прежнему печи сложной архитектурной
формы. Печь, изготовленная в 1769 г. в Калуге, -
замечательный образец печного искусства XVIII века.
Росписи, выполненные коричнево-лиловыми эмалями,
изображают библейские и древнегреческий сюжеты и
галантные сцены.
В последней четверти XVIII века появились новые типы
изразцов, из которых создавались печи в стиле