выделялось использование костюма в обрядах, в том
числе и в свадебном. В такой одежде значительно
дольше сохранялись старинный покрой и система
декора.
Основным типом женской крестьянской одежды на
территории Калужского края был комплекс, состоявший
из сложного многосоставного головного убора –
«сороки»; холщовой рубахи с орнаментированным
оплечьем и подолом; шерстяной юбки – «поневы»,
передника – «занавески». Верхней одеждой в
прохладное время года служила «коротайка», «коротик»
- тип жакета или полу-пальто из сукна домашнего
изготовления, обычно коричневого цвета. «Коротайки»
белого сукна бытовали на территории Жиздринского
Полесья. Летом по праздникам в качестве верхней
одежды одевалась такого же покроя безрукавка из
плиса (разновидность хлопчатобумажного бархата).
Праздничный костюм дополняли съемные украшения:
это серьги – «двойчатки», различного типа нагрудные
ожерелья – «чепки», «королески», выполнявшиеся из
бисера, стекляруса, бусин дутого стекла. Такие
украшения на протяжении долгого времени выполняли
функцию амулета, им приписывались целебные
свойства.
Зимней верхней одеждой была шуба из овчины, в
праздничном варианте покрытая сверху сукном, и
поддевка, стеганая на вате. Важной деталью костюма
был пояс, которым подпоясывалась рубаха, он имел
магическую силу, защищая человека от злых духов.
Традиционная обувь – лапти, которые по степени
нарядности разделялись на будничные и праздничные,
нередкими были и кожаные женские сапоги и, конечно,
валенки.
Традиционный Калужский крестьянский костюм конца
XIX – первой четверти XX в. поражает воображение
многообразием форм декорирования ткани. В его
стилистике органично сочетаются различные типы
вышивки, узорного ткачества, нашивной тесьмы,
бахрома, металлические блестки, бисер.
Художественный эффект усиливается так же и подбором
различных тканей: шерстяных, льняных, хлопчато –
бумажных, а в праздничных комплектах нередко –
бархатных и шелковых.
Самое пристальное внимание в отделке женского
костюма уделялось головному убору, который нес
исчерпывающую информацию о социальном
положении, возрасте и даже месте жительства
владелицы. Разнообразной по форме, материалу,
отделке, способу ношения была «сорока», состоявшая из
множества деталей и обязательно полностью
закрывавшая волосы. Головной убор девушки имел вид
/ Костюм женский. Конец XIX в. Перемышльский район
Монастырщина